Чем опасны волны популизма
Прежде всего следует подчеркнуть, что тарифная политика последних лет в сфере ЖКХ определяется стратегией федеральной реформы жилищно-коммунального комплекса, которая в качестве ориентира определила планку стопроцентной оплаты тарифов населением. И губернатор, и правительство Ставрополья, в адрес которых сейчас звучат политические выпады, оказались в ситуации «двойного прессинга». С одной стороны, федеральное правительство и федеральное агентство по строительству и ЖКХ настаивают на строгом следовании рекомендованным стандартам, то есть на выводе уже в нынешнем году уровня платежей населения на отметку 100%, а с другой – представители тех же федеральных структур вкупе с региональными политическими силами разворачивают огульную критику якобы «непосильного тарифного роста, утвержденного губернатором».
В этой связи следует отметить, что правительство края, во-первых, неправомочно влиять на стратегию федеральной реформы, а во-вторых, оно, как раз наоборот, предпринимает все возможные меры для смягчения тяжести тарифной нагрузки на население. В частности, именно краевым правительством во главе с губернатором было принято решение оставить уровень платежей граждан на территории края на прошлогодней отметке 90% (остальные 10% предприятия ЖКХ получат из бюджета края, тем самым тарифный пресс на население смягчается на 628 млн. рублей).
Кроме того, напомним, что в начале года губернатор А. Черногоров и председатель ГДСК Ю. Гонтарь направили письмо премьер-министру РФ М. Фрадкову, в котором выразили свое несогласие с Федеральной службой по тарифам (ФСТ), утвердившей завышенные оптовые цены на газ для нашего региона: потребители Ставрополья вошли в одиннадцатый ценовой пояс, и для них был установлен максимальный темп роста цены на «голубое топливо». Несмотря на предпринятую попытку пересмотреть оптовые цены на газ для края, это решение ФСТ осталось в силе. В этих условиях правительство края и региональная энергетическая комиссия, утверждая цены на розничный газ, вынуждены были поднять их на величину удорожания оптового газа (но не более). Причем это было сделано, несмотря на доводы газовиков края, которые рассчитывали добавить к розничной цене помимо оптовой составляющей еще и составляющую собственно своих отраслевых интересов.
Понятно, что полная остановка тарифного роста нереальна, поскольку невозможно административным нажимом «отменить» инфляцию, невозможно на региональном уровне «урезать аппетиты» крупнейших энергетических монополий страны. Но если в некоторых регионах рост тарифов на услуги ЖКХ превысил 40%, а в целом по РФ по состоянию на февраль – 25%, то на Ставрополье, как уже сообщалось, стоимость жилищно-коммунальных услуг на человека по средневзвешенным месячным нормативам потребления выросла по сравнению с прошлым годом на 23,1%. Основная причина – рост цен на энергоносители, которые регулируются на федеральном уровне.
Линия политического популизма, на которую толкают сегодня губернатора и правительство края представители некоторых политических партий, в данном случае – уязвимый и опасный путь. Однажды он уже стал «тупиком» для Ставрополья. В марте 2003 года под популистским нажимом краевых «единороссов» тарифы на тепловую и электрическую энергию в крае были искусственно возвращены на уровень 2002 года, и в результате энергоснабжающие организации края понесли значительные убытки, а последовавший позднее тарифный рост оказался уже не постепенным, а обвальным для населения края. В допущенной ошибке в дальнейшем признались и сами организаторы акции. Вряд ли стоит повторять тот плачевный опыт.