В 1997 году у муниципалов забрали коммунальные объекты, обеспечивающие население водой, теплом, электричеством, сегодня стоит вопрос, как возвращать. Единого мнения нет. Это видно из разговора, состоявшегося на заседании комитета ГДСК по бюджету, экономической политике, налогам, собственности и инвестициям под председательством Алексея Яшкунова.

А проблему тем не менее надо решать. Иначе, какой смысл в том, что впереди России всей край взялся проводить в жизнь реформу самоуправления. Ведь полномочий без собственности не бывает. Поэтому губернатор еще раз обратился в краевую Думу с просьбой рассмотреть вопрос о приватизации трех ключевых для краевого жилищно-коммунального комплексов государственных предприятий: ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» и ГУП СК «Крайтеплоэнерго». В середине девяностых на Ставрополье на их основе была создана практически единственная в стране жесткая государственная система управления ЖКХ. Это позволяло эффективно решать многие проблемы и смягчить для населения бремя тарифной политики. Пришло время эту систему разрушить или преобразовать – все зависит от точки зрения. На базе ГУПов предполагается создать открытые акционерные общества, в которых по кусочку своей собственности по территориальной принадлежности получат и муниципальные образования и затем, передав в качестве взноса в ОАО, войдут в краевой холдинг.

Приглашенный на заседание комитета заместитель председателя правительства – министр ЖКХ, строительства и архитектуры Александр Орешков высказал сомнение в способности муниципальных образований справиться с обслуживанием объектов ЖКХ, по его мнению, это под силу только крепкой централизованной структуре. С ним не согласен глава муниципального образования г. Минводы и Минераловодского района Михаил Чукавин. Все зависит от того, позволят ли муниципалам стать равными партнерами и совладельцами АО.

– Зачем мне котельная без эксплуатационной базы? – обратился он к собравшимся. – Надо, чтобы мы тоже что-то решали, а не кукурузу охраняли… Если ограничиться полумерами, то, конечно, ничего хорошего не получится.

Акционирование – это коммерциализация. Где гарантия, что не попадем в ценовую кабалу к преобразованным акционерным обществам. Необходимо, чтобы в руках власти остались реальные экономические рычаги. Это точка зрения многих участников обсуждения. В связи с этим ее сторонники считают, что от акционирования следует воздержаться. Или еще семь раз отмерять, прежде чем…

– Я пока не услышала убедительных доводов в пользу того, что коммерциализация – это замечательно, – вступила в разговор первый заместитель председателя ГДСК Любовь Волошина.- Ведь администрация муниципального образования в любом случае не сможет влиять на тарифную политику. Получается, пока ни в чем мы не выигрываем, с точки зрения потребителя.

– Акционироваться надо – это по сути уже обсуждению не подлежит, – уверен председатель подкомитета по природопользованию и землепользованию ГДСК Александр Шиянов. – Важно сделать это так, чтобы не обидеть муниципалов. Они ближе всех к населению. Именно к местной власти придет обиженный потребитель услуг. Поэтому в наших интересах, чтобы глава поселения не разводил беспомощно руками, а мог реально решить проблему.

Заместитель председателя ГДСК Константин Храмов развил его мысль: – Речь по сути идет о механизме акционирования. Вначале разделить имущество ГУПов, а затем объединиться. Или пойти по более простому пути, но не вполне приемлемому для муниципалов: создать АО, а потом уже подумать, что отдать им. Наверняка они захотят знать заранее, что их ждет.

Откладывать решение проблемы дальше нельзя. Необходимо создавать рабочую комиссию, подытожил Алексей Яшкунов, и, после того как она выработает свои предложения, выносить вопрос на заседание Думы.

Бюджетный комитет всерьез озаботился, как «окоротить» холдинги, уводящие налоги работающих на территории края предприятий в столицу и другие крупные города. Однако предложенный вариант так называемого «антитрестовского закона» не устраивает половинчатостью и непоследовательностью. Что и говорить, трудно вот так, с ходу найти решение сложной задачи, над которой сегодня бьются и другие субъекты ЮФО. Генеральный директор АО «Холод» депутат Виктор Соломко считает, что «в крае действует механизм вытеснения промышленных предприятий», для них не создано благоприятного налогового и инвестиционного климата. К этому вопросу законодатели вернутся, более основательно подготовившись.

Людмила КОВАЛЕВСКАЯ