00:00, 29 января 2005 года

Театр-пасынок, или Памятник, не охраняемый государством

Cколько радости было у сотрудников театра, когда бывший Дом пионеров передали в распоряжение самых маленьких зрителей! Начальство обещало сделать капитальный ремонт, строители даже покрыли здание новой крышей. Более того, со временем планировалось построить современное театральное здание, начались проектные работы под руководством Ю. Расходова, ныне главного архитектора края.

Артисты-кукольники, показывавшие свои спектакли где придется - в детских садах, школах, Дворцах культуры, поверили в сказку, которая, увы, таковой и осталась. А ведь у наших соседей в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Волгограде все это давно уже есть.

Без преувеличения можно сказать, что и репетировать артистам в нынешнем помещении небезопасно. С обваливающегося потолка осыпается штукатурка, а прогнивший пол дополняет безрадостную картину. Фойе так называемого театра забито декорациями, поэтому попасть в зрительный зал можно не без труда. Впрочем, этот зал представляет жалкое зрелище: нет подмостков, вместо пола - земля, как в старых сельских хатах. Словом, театральное здание находится в состоянии как бы после стихийного бедствия. Обращает на себя внимание стенд, на котором помещено «Положение о работе коллектива в новых условиях». Может, это опечатка? Может, слово «новых» следует заменить на слово «старых»? О безрадостном положении Ставропольского театра кукол написано множество статей как в местной, так и в центральной прессе. Если собрать все публикации воедино, получится увесистый том. Не обходили стороной проблему и журналисты Ставропольского краевого радио и телевидения.

Несмотря на многолетние трудности, театр показывает за год около трехсот представлений, ставит за каждый сезон три новых. Постановку осуществляют не только главный режиссер театра Г. Гольдман, поставивший за последнее время несколько ярких самобытных спектаклей, но и известные в стране режиссеры из других городов. Творческий коллектив неоднократно становился лауреатом всероссийских и международных конкурсов кукольных театров. Его лучшие спектакли стали «долгожителями». Они не сходят со сцены по 25 лет. А такая пьеса, как «Медвежонок Рим-Тим-Ти», выдержала тысячу представлений!

Одна из старейших работников театра, отдавшая ему более 30 лет, заслуженный работник культуры России Дина Бутинская с горечью говорит:

- Мы существуем не благодаря чему-то, а вопреки. Вопреки низкой зарплате актеров. Вопреки тому, что молодым артистам приходится снимать частные квартиры, и, не выдерживая материальных трудностей, они вынуждены уезжать в другие театры. И, конечно, мы существуем вопреки тем жутким условиям, в которых приходится работать. Наше руководство неоднократно обращалось в самые высокие инстанции с просьбой о помощи. Нас принимали очень вежливо, сочувствовали, говорили, что помнят о нас и все сделают, чтобы маленькие зрители ходили в свой театр, но... Неужели власти не понимают духовного, нравственного, воспитательного значения театра для детей?

В конце минувшего года губернатор края А. Черногоров принял главного режиссера театра Г. Гольдмана, поведавшего о всех наболевших проблемах. Вроде бы диалог состоялся обнадеживающий. Но изменится ли ситуация в лучшую сторону? Этого сказать никто не может. Ставропольцы, безусловно, радуются, что в крае нашлись средства на ремонт Ставропольской краевой филармонии, на помощь краевой библиотеке имени Лермонтова, на реставрацию еще одного корпуса краевого музея изобразительных искусств. Этот список можно продолжить. Вызывает лишь недоумение, почему краевой театр кукол вот уже почти два десятилетия обделен вниманием со стороны власть предержащих.

Если бы существовала на Ставрополье Книга рекордов Гиннесса, то краевой театр кукол, несомненно, следовало бы занести на ее страницы. Ведь из всех 89 регионов страны Ставрополье - единственный, где нет действующего стационара!

Ирина Бабицкая, воспитательница детского сада с большим стажем, кстати, она является членом художественного совета театра, вспоминает: «Я маленькой девочкой смотрела все спектакли нашего кукольного, затем водила на представления своего сына Станислава, теперь восьмилетняя внучка Сашенька не пропускает ни одной премьеры. Я хорошо знаю, что дети, увидев оживших кукол, познают мир, они становятся тоньше, интеллигентнее, умнее, наконец. Почему же к театру такое отношение? Я высказываю не только свое мнение, но и многих мам и пап, бабушек и дедушек».

Через два года Ставропольский краевой театр кукол отметит семидесятилетие. Может, юбилейная дата подвигнет тех, от кого зависит решение многолетней проблемы, на меры твердые и окончательные.

* * *

От редакции. В нашей газете также неоднократно поднимался вопрос нормальной творческой деятельности этого, по сути, уникального учреждения культуры. Помещая сегодня письмо уважаемого в крае журналиста, хотим подчеркнуть, что намерены и далее уделять этой теме пристальное внимание. Очень хочется, в частности, чтобы наконец договорились в данном вопросе власти края и краевого центра и чтобы начали наконец дружно его решать, думая и о детях, и о привлекательности облика краевой столицы.

Геннадий ХАСЬМИНСКИЙ