00:00, 15 января 2005 года

Старые проблемы Новой Деревни

- Раньше основную часть рабочих мест давали колхозы «Междуреченский», «Западный» и птицефабрика, - говорит глава Новодеревенского сельсовета Людмила Елфинова. – Они же формировали львиную долю нашего бюджета. Сейчас на плаву лишь «Междуреченский». На него вся надежда. Колхоз «Западный», специализировавшийся на выращивании плодовых и косточковых культур, по сути, банкрот. В садах бурьян – выше деревьев. Их бы выкорчевать и посеять на месте яблонь зерновые, но нужны на это немалые деньги, а взять их неоткуда. На птицефабрике еще недавно работали 600 человек. Сегодня – 130, функционирует только инкубатор. Трудиться ни молодежи, ни людям старшего возраста негде, вот и уезжает, кто может, из села…

Как выяснилось, бывшие работники птицефабрики в поисках работы едут в Краснодарский край и даже Ленинградскую область. В последней, к примеру, птичница получает 12 тысяч рублей, слесарь на птицеферме – 17. Ну а те, кто не может бросить свою малую родину, пребывают в отчаянии. Любовь Столярова, например, на птицефабрике проработала 33 года, награждена орденом Дружбы народов. Попала под сокращение и сидит дома: трудоустроиться человеку предпенсионного возраста сегодня в селе невозможно. Удивляет Любовь Владимировну одно: почему на той же Кубани птицефабрики работают и процветают, а у нас закрываются?

Страдают от экономических неурядиц последних лет и дети. Так, до Нового года не было зимой тепла в Новодеревенской школе искусств. Раньше это благо цивилизации шло от котельной той же птицефабрики. Только на днях пустили в школе собственную котельную. В храме искусств занимаются более 100 детей: их учат читать, рисовать, играть на музыкальных инструментах, танцевать… Если бы школу пришлось закрыть (а такой вариант был более чем реален), отток людей из села увеличился бы.

На территории Новодеревенского сельсовета расположены восемь хуторов: Воротниковский, Дегтяревский, Маковский и другие. Здесь живется еще тяжелее. Так, водопровод есть только на хуторах Прогресс и Рабочий. Многие жители Воротниковского и других хуторов берут воду из реки Большой Зеленчук. Бассейн для воды не каждый может построить: это стоит больших денег. Да и цена на привозную водичку «кусается»: три куба стоят 250 рублей. К тому же наводнение 2002 года снесло насосную станцию на хуторе Дегтяревский. Проектная документация за счет краевых средств сделана, а в строительстве была надежда на помощь федерального центра, тем более что приезжавшие в район большие московские начальники не раз обещали содействие. Но воз и ныне там.

В итоге на том же хуторе Воротниковском люди просто бросают дома и уезжают буквально куда глаза глядят. А что делать, если из всех благ цивилизации – только электричество. Пустующие дома занимают мигранты из Карачаево-Черкесии. Граница с республикой – еще одна головная боль. Обстановка там, как известно, неспокойная. Однако созданные в Кочубеевском районе отряды самообороны имеют полулегальный статус. Нужен федеральный закон. Ведь случись какое ЧП, дружинники останутся со своими проблемами один на один. Их еще и к ответственности могут привлечь за оборону собственных сел и хуторов.

Нужно сказать, что новодеревенцы крепко обиделись на президента В. Путина. Год назад в Новой Деревне прошел телемост, соединивший ставропольскую глубинку с Москвой. Тогда работница СПК «Междуреченский» Людмила Караченцева в прямом эфире попросила содействия президента в решении «водной» проблемы, а житель Новой Деревни Сергей Проценко говорил о необходимости придать официальный статус отрядам самообороны. За год, однако, дело с мертвой точки не сдвинулось. Может, помощники Владимира Владимировича не проконтролировали выделение средств из федерального бюджета, может, еще что, но факт остается фактом – новодеревенцы на Москву махнули рукой и говорят теперь так: «Придется выживать самим». Впрочем, кое-кто все же в Москву ехать собирается в качестве гастарбайтеров.

И все же жизнь в Новой Деревне, несмотря ни на что, теплится. Удается кое-что сделать и благодаря скудным средствам бюджета сельсовета и района. Так, отремонтировали спортивный зал, открыли комплексный приемный пункт по оказанию бытовых услуг, заработали маленький мебельный и кондитерский цеха, начата газификация хуторов, вводятся новые телефонные номера, ремонтируются дороги. Даже появление пятнадцати уличных фонарей в центре Новой Деревни стало большим событием.

Словом, данное самим себе обещание новодеревенцы выполняют: стараются выживать самостоятельно. А что остается делать?