Выгодный вариант
- Нынешняя пенсионная система Российской Федерации, действующая с 1 января 2002 года, базируется на принципах пенсионного страхования. В новой пенсионной модели на размер пенсии влияет не стаж и заработок работающего гражданина, а сумма страховых взносов, уплаченных за него работодателем в пенсионный фонд России. Поэтому новое пенсионное законодательство учитывает не просто трудовой, а именно страховой стаж - то есть обеспеченный страховыми взносами. При этом страховой стаж исчисляется календарно, в него включаются не только работа и иная деятельность, связанная с уплатой страховых взносов в ПФР, но и приравненные к ним так называемые нестраховые периоды, перечень которых достаточно ограничен законом. В частности, наравне с работой в страховой стаж может быть засчитан период ухода за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет (но не более трех лет в общей сложности), период ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет. Периоды учебы сюда не вошли.
Страховой стаж теперь не влияет на размер пенсии - он должен определять только наличие или отсутствие у гражданина права на трудовую пенсию. Значительно сокращена и требуемая для установления трудовой пенсии продолжительность стажа. Если по ранее действовавшему пенсионному законодательству для получения пенсии в полном объеме мужчине необходимо было иметь не менее 25 лет общего трудового стажа, а женщине не менее 20 лет, то, начиная с 1 января 2002 года, для права на трудовую пенсию по старости лицу, застрахованному в системе государственного пенсионного страхования, достаточно иметь всего 5 лет страхового стажа. В этом случае будет установлена гарантированная законом базовая часть трудовой пенсии по старости, а размер страховой и накопительной (при наличии на нее права) частей трудовой пенсии по старости будет напрямую зависеть от суммы страховых взносов, поступивших на индивидуальный лицевой счет лица в системе ПФР.
Все пенсионные права граждан, приобретенные до введения в действие нового пенсионного законодательства, в том числе имеющийся стаж, в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» оцениваются и преобразуются в денежном выражении по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал. Для оценки пенсионных прав применяются нормы ранее действующего пенсионного законодательства.
В старой пенсионной модели применялось два самостоятельных порядка исчисления пенсий - по Закону Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» или по Федеральному закону
«О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП).
Если оценка пенсионных прав производится по нормам Закона Российской Федерации
«О государственных пенсиях в Российской Федерации», принимается во внимание общий трудовой стаж, куда включаются периоды учебы, применяется льготный порядок исчисления службы в армии, работы на Крайнем Севере и т. п. Однако расчетный размер пенсии ограничивается максимальным размером. При оценке пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» с применением ИКП учитывается календарная продолжительность только трудового стажа (без учебы и льготного исчисления). В этом случае расчетный размер пенсии получается, как правило, выше, поскольку не подлежит ограничению максимальным размером.
Таким образом, действующее пенсионное законодательство предусматривает возможность учета пенсионных прав за прошлое время по наиболее выгодному для гражданина варианту: с периодами учебы, льготным исчислением периодов работы, службы и т. д., либо исходя из календарной продолжительности трудового стажа.