00:00, 14 января 2005 года

Магометанам – отсрочку

На международной арене в начале ХХ века Российская империя в глазах конкурентов представляла мощную державу, обладающую самой многочисленной армией (в 1903 году она составляла 1082993 солдата и офицера) и крупным флотом. К числу плюсов государства относились и природные ресурсы, и огромная территория, и выгодное географическое положение.

К сожалению, русско-японская война 1904-1905 годов показала, что за тридцать лет действия закона о всеобщей воинской повинности (он был принят в 1874 году) государство не смогло обеспечить действующую армию достаточным количеством обученных солдат-запасников. При введении всеобщей воинской повинности ежегодный контингент новобранцев был определен в 150 тысяч человек. А осенью 1905 года очередной призыв новобранцев был проведен уже в количестве 475 тысяч человек, то есть увеличился более чем в три раза. А количество лиц призывного возраста увеличилось только вдвое. Ввиду этого несоответствия обнаружился недобор новобранцев, из-за чего некомплект нижних чинов в войсках к концу 1905 года превысил 118 тысяч человек.

Одной из причин такого положения была чрезвычайно развитая система льгот, предусмотренная законом о всеобщей воинской повинности 1874 года. К 1906 году льготами пользовались около половины молодых людей призывного возраста. По этому же закону имелись значительные ограничения по национальной принадлежности и вероисповеданию. «Инородческое» население – народы нерусской национальности – освобождалось от воинской повинности. «Иноверцы», в первую очередь магометане Средней Азии и Азербайджана, практически полностью освобождались от воинской повинности.

Само комплектование армии производилось по следующему принципу. Все уезды империи делились на три группы участков: великорусскую, с преобладанием русского населения на 75 процентов, малорусскую, в которой из 75 процентов русского населения было более половины малоросов и белоросов, и инородческую. Каждый пехотный полк и артиллерийская бригада имели свои уезды, а гвардия, кавалерия и инженерные войска комплектовались со всей территории. Воинские части формировались по особому принципу, когда с каждой группы участков набиралось не более трети новобранцев, а в целом получалось, что с основных участков призывалось до 3/4 пополнения.

Таким образом, от всесословной воинской повинности, действующей в Российской империи, освобождалось к началу ХХ столетия достаточно большое количество различных слоев населения. Но в условиях, когда необходимая численность Вооруженных сил постоянно увеличивалась, а по штатам военного времени такое увеличение требовалось уже как минимум трех-четырехкратное, да еще и для восполнения боевых потерь нужно было иметь достаточные людские резервы, проблема с комплектованием русской армии обострилась.

При ее рассмотрении, помимо чисто военных, учитывались и внутриполитические аспекты. Вспыхнувшая первая русская революция резко усилила националистические настроения на окраинах империи, особенно в Прибалтике, Польше и на Кавказе. Это заставило военное министерство возвратиться к проблемам призыва на военную службу.

Но это уже совсем другая история.

В. РАДЖАБОВ