Тайна Беневского
В это же самое время, на фоне реплик высоких чиновников, в Ставрополе проходил общественный фестиваль «Юбилей Друга», посвященный 140-летнему юбилею Василия Беневского (1864-1930).
Начиная с июля 2004 года наша газета оказывает информационную поддержку в организации и проведении этого фестиваля. К сожалению, находятся весьма раздражительные люди, которые утверждают, будто личность Беневского «раздута». Прошедший фестиваль расставил все точки над i.
Почему же к образу Беневского, отделенному от нас значительным слоем времени, обратили свои взоры сразу столько людей – университетские преподаватели, музыканты, священнослужители, художники, студенты, музейные работники и др.? Если ответить коротко, Беневский как человек, педагог, общественный деятель и регент двух ставропольских соборов – Андреевского и Казанского – олицетворял связь с подлинно русской православной культурой. Это означает, что в строгих границах традиции человеческий дух способен был осознать себя и почувствовать свою силу. Разумеется, и в те времена говорили об ослаблении и искажении «начал», но сегодня речь идет о возможной их утрате. Привлекает нас и тайна этого человека, который, несомненно, знал: для счастья нужно совсем немного – любить что-то больше самого себя. Эта любовь как способ существования и условие творчества, столь естественная для Беневского, для нас сегодня – предмет изучения. Впрочем, говоря о Василии Беневском, мы понимаем, что дело, может быть, не столько в прошлом, сколько в будущем. Три дня работы фестиваля подтвердили эту и другие истины.
Напомним, что «Юбилей Друга» был благословлен епископом Ставропольским и Владикавказским Феофаном. Его организаторами выступили творческое объединение «Юго-Запад», научно-образовательный центр регионального культуроведения СГУ, ставропольский Спасо-Преображенский храм, Ставропольский государственный краеведческий музей. Активное участие в работе фестиваля принял камерный оркестр «Кантабиле» под управлением Сергея Кириллова. Его выступлением в органном зале Ставрополя открылся музыкальный вечер памяти В. Беневского. Репертуар ярко представил его личность. Звучала музыка из оперы Беневского «Красный цветочек», романсы в прекрасном исполнении Ирины Белой, проникновенно пел архиерейский хор Андреевского кафедрального собора. Звучала знаменитая баллада «Варяг».
Второй день работы фестиваля прошел в мемориальном музее-усадьбе художника В. И. Смирнова. Здесь состоялась научно-практическая конференция «Жизнь и творчество В. Д. Беневского в контексте культурной жизни Ставрополя конца XIX – первой трети ХХ века». Открылась она выступлением заместителя министра культуры СК Владимира Лычагина. Тематика других выступлений говорит сама за себя: «Круг В. Беневского и его роль в культурной жизни Ставрополя» - сообщение краеведа Г.Беликова, «Творческое наследие В. Беневского в ставропольских и московских музейных фондах» – выступление преподавателя СГУ Н. Еремеевой. Сенсацией стало сообщение А. Дронова о неизвестной рукописи В. Беневского для церковного хора храма с. Медвецкого (ныне Гофицкое). С большим вниманием отнеслись участники конференции к выступлениям дирижера Д. Осиновского и кандидата исторических наук СГУ И. Мельниковой.
Третий день фестиваля, посвященный духовной музыке Беневского, проходил в переполненном зале городского Дома культуры. В концерте приняли участие семь хоров…Таков предельно краткий конспект «Юбилея Друга».
По своему характеру и духу фестиваль носил действительно общественный характер, поскольку появился благодаря инициативе самого общества. Никакого противостояния официальным структурам здесь, разумеется, нет. Сама фигура Беневского была по своей сути «вневедомственной», и потому установка на общественный облик фестиваля заведомо помогала взаимопониманию. Впрочем, одни под благовидными предлогами отказывали в поддержке, другие, напротив, сразу соглашались, зная, что за проделанную работу заплатит только душа. Директор городского Дома культуры А. Язвинский, у которого, кстати, бабушка пела в хоре Беневского, для концерта духовной музыки предоставил зал. Большую работу провел краеведческий музей и его директор Н. Охонько. Активное участие в работе конференций приняли научно-образовательный центр локальной истории и кафедра истории новейшей литературы СГУ. Владимир Бочков, руководитель дизайнерской студии «Б», оказал фестивалю существенную финансовую помощь. А Александр Колбасников, член Союза дизайнеров, обеспечил фестиваль прекрасной рекламно-изобразительной продукцией.
Нельзя не вспомнить и о Сергее Белоконе, чей уникальный архив передала в распоряжение организаторов фестиваля его вдова Галина Белоконь. Назвать всех, даже самых активных, нереально, но благодаря им фестиваль стал реальностью. Его участники приняли решение учредить «Юбилей Друга» как ежегодный общественный фестиваль. А. Язвинский предложил организовать на базе городского Дома культуры экспериментальную площадку по изучению методики Беневского. Принято решение об издании научного сборника по итогам конференций. Неожиданное интересное предложение прозвучало из уст профессора СГУ Л. Ефановой – присвоить Ставропольской государственной филармонии имя В. Д. Беневского. Все участники научной конференции горячо поддержали ее.
Теперь мы можем сказать, что фестиваль дал людям новые переживания и новый опыт. Они сумели сделать то, что им подсказала душа. Эти чувства выразил доцент СГУ Анатолий Дуров: «В духовном плане Россия достигла огромных высот, но нам не хватает веры в собственную самодостаточность. Однако именно вера рождает все…».