Давайте жить!
У каждого из нас есть свой любимый автор. Есть и те, чьи имена стали нарицательными - Окуджава, Галич, Визбор, Никитины и Вадим Егоров. Которому, по его словам, выпало счастье познакомиться с этими основателями бардовской песни и многократно с ними общаться… Егоров - несомненно яркая звезда, вспыхнувшая на поэтическом небосклоне России шестидесятых. Родился он в Германии, но по строю души Вадим Владимирович - типичный москвич. Оттого так близки и понятны россиянам его лирика и ирония, юношеский задор, юмор и философское осмысление мира - в общем, все то, что составляет основу храма бардовской поэзии. Песни его поют уже три поколения.
Приезд Егорова в наш краевой центр стал настоящим событием. Переполненный зал гарнизонного Дома офицеров буквально взрывался от аплодисментов и криков "браво", а некоторые песни пели, что называется, "всем миром".
После концерта Вадим Егоров оказался в кругу своих почитателей и щедро раздавал им автографы, добрые слова и улыбки. Вне сцены он был таким же, как и герои его песен, - чудесно легким, мудрым человеком с озорным блеском в глазах, без амбиций (которыми частенько грешат столичные артисты). Многие творческие люди просят не отождествлять их с их творчеством, потому что это, как правило, ведет к разочарованию. С Егоровым получилось наоборот - он очаровал нас не только песнями, но и замечательными байками из своей гастрольной жизни. К примеру, забавная история случилась с ним на Камчатке. После выступлений ему предложили сходить с группой в долину гейзеров. Вышли из Петропавловска, брели часа четыре, и тут начался жуткий осенний проливной дождь. Поставили палатку, кто-то достал гитару и стал петь песню "Я вас люблю, мои дожди".
- Я был тогда еще молод, тщеславен, - рассказывает Вадим Егоров, - очень хотелось, когда песню допоют, сказать, что это же я написал! Песня близилась к концу, и в это время проводник, невероятно сильный парень двухметрового роста, весь в наколках, выглянул из палатки, посмотрел на этот затяжной дождь, который рушил весь график похода, и на словах "спасибо вам, мои дожди, спасибо вам, мои осенние" сказал: "Мне бы сейчас автора этой песни - убил бы!". Это был единственный случай, когда я не признался, что автор - я …"
Во время общения с прессой Вадим Егоров немного рассказал о себе, о том, что двадцать лет заведовал лабораторией Московского научно-исследовательского института коррекционной педагогики. Будучи кандидатом психологических наук, участвовал в разработках программ по обучению и воспитанию детей с аномальным развитием. В связи с частыми гастрольными поездками (а объехал-то Егоров практически весь мир), с работой пришлось расстаться, и последние семь лет он - свободный художник. На вопрос, понравился ли ему ставропольский зритель, корифей бардовской песни ответил неоднозначно:
- Аудитория была непростой. Кто-то с моим творчеством был знаком, кто-то - нет. В зале находилась молодежь, которая вообще воспитывалась на другой культуре. Поэтому особенно радостно, что я постепенно смог погрузить в ауру своих стихов и песен даже скептиков. В конце концерта было видно, что ставропольский зритель меня принял.
А о том, считает ли он жанр бардовской песни вымирающим, Вадим Владимирович ответил следующее:
- Конечно, он умер в том виде, в каком был в 60-70-х, в том восприятии огромного количества людей. Ведь у нас в то время по сути было всего два неподцензурных жанра: "самиздат" и авторская песня. Магнитофон позволил бардовской песне разлететься повсюду. Я считаю, что авторская песня - это все-таки элитарный жанр, основанный на поэзии. Поэтому она и не должна быть массовым жанром, она не рассчитана на выступления в огромных залах.
Сейчас я бываю на многих фестивалях и всегда встречаю там очень интересных, потрясающих молодых авторов. Их немного, так ведь много и не должно быть. Каждое десятилетие дает нам свои замечательные имена: Иваси, Михаил Щербаков, Тимур Шаов, Елена Казанцева, Михаил Приходько и другие. Каждый из них дарит уйму хороших песен. Так что жизнь этого жанра продолжается.
Вадим Егоров на Ставрополье впервые. Побывал он и в Зеленокумске, и в Ессентуках, где возглавил судейскую комиссию III Всероссийского фестиваля авторской песни "Поющий источник". Кавказское гостеприимство покорило сердце барда, и он обещал обязательно включить наш город в маршрут своих будущих гастролей.
В заключение концерта Егоров произнес новогоднее стихотворение-тост:
Пока касаются подошвы земли и теплится душа - Давайте жить! И жить подольше! И этим воздухом дышать! Пока касаются подошвы земли и теплится душа - давайте жить! И жить подольше! И этим воздухом дышать ! Давайте в лапе запотелой перо сжимать и молоток, и пиво пить, и дело делать, И женщин брать под Локоток. Бежать от немощи и хвори, кутить до самого утра и запах новогодней хвои вдыхать до самого нутра. Нам будет дед Мороз на вате кивать румяной головой Он невзаправдашний? Давайте поверим в то, что он живой! Таланты, бездари, растяпы Пока вокруг зима сама, давайте до утра хотя бы сойдём с ума, сойдём с ума! Бокалы осуши - и дрызни! Безумствовать, мужать, дружить - Давайте жить! Давайте жить! Всё остальное - мелочь жизни.