Портфель для учителя
- Леонид Николаевич, что предполагаете реорганизовать?
- Многое. Штатное расписание, структуру, направления работы. Институт должен стать более современным вузом, в том числе и за счет большей мобильности.
В крае 40 тысяч педагогов в сфере образования, плюс педагоги, психологи, воспитатели, работающие в здравоохранении, культуре, соцзащите. Учитель обязан пройти переподготовку раз в пять лет, это напрямую связано с его аттестацией. В год мы должны переобучать до 10 тысяч человек, но в полном объеме необходимые курсы может прослушать примерно половина, остальные проходят лишь краткосрочные.
Как до сих пор проходило повышение квалификации? Учитель приезжал в СКИПКРО на курсы, где должен был выполнить программу из определенного количества часов - лекционных и практических. Мы собираемся начать работать по-другому, создать так называемую накопительную систему зачетных единиц. Педагог станет собирать портфолио - условный портфель, в который в течение пяти лет будет складывать все свои личные достижения по повышению профессионального уровня. Допустим, он выступил с докладом на краевом совещании, прошел двух- трехдневные курсы по информационным технологиям, опубликовал научную или методическую статью. Все это мы будем оценивать в баллах, точнее - в часах. Таким образом, определенную часть программы переподготовки учитель сможет выполнить самостоятельно. Остальное доберет очно. Только что мы подписали договор со Ставропольским государственным университетом о подготовке магистров, в которой задействованы оба вуза. Университет, в частности, возьмет на себя руководство выпускной работой педагога - соискателя магистерской степени, выдачу диплома. Эксперимент начался, мы уже набрали четыре группы.
На базе СКИПКРО создан временный научно-исследовательский коллектив, который должен определить, как часто учитель нуждается в переподготовке, например, каковы потребности в помощи у начинающего специалиста...
Собираемся мы использовать и возможности дистанционного обучения. Как вы знаете, в крае начнут работать ресурсные центры - всего в районах и городах их планируется открыть 21. На их базе, средствами дистанционной связи, возможно переобучение больших групп учителей.
- Создается впечатление, что повышение квалификации работников образования переносится на места. Хочу поделиться собственными воспоминаниями. Когда-то мне, в ту пору начинающей учительнице, посчастливилось на два месяца приехать на переподготовку в Ленинград, в пединститут им. Герцена. В школе тогда только начали преподавать Достоевского, и семинар был посвящен этой проблеме. Я до сих пор помню выступления знаменитых ученых, авторов известных трудов о творчестве Достоевского - В. Кирпотина, Г. Фридлендера, других. Это были ярчайшие люди, они задавали учителям определенную культурную планку. Не получится ли, что портфолио, дистанционное обучение лишат педагогов общения с интересными учеными и практиками?
- Прежде всего думается, что по «накопительной» системе пока смогут работать процентов 10-15 наиболее продвинутых учителей. Это действительно специалисты, которые в состоянии заниматься самообразованием, писать собственные программы, разрабатывать методические пособия. А для остальных предусмотрен приезд в Ставрополь, традиционные курсы. Другое дело, что сами курсы должны стать другими - более современными. Но в любом случае в учебных планах СКИПКРО запланированы встречи и с учеными, и с наиболее интересными практиками. Кстати сказать, наши преподаватели регулярно выезжают на курсы в районы. Только что такие курсы переподготовки прошли педагоги в Арзгире, Александровском районе, идут они в Железноводске. Приезжают к учителям не только работники СКИПКРО, но и ученые ведущих ставропольских вузов - СГУ, ПГЛУ. Выступают специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга - авторы новых программ, учебников. Эту практику мы намерены продолжать. Просто институт станет более открытым. К его работе мы собираемся привлекать специалистов высшей школы разного уровня, докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов. Должен заметить, что и в самом СКИПКРО достаточно «остепененных» специалистов и среди преподавателей, и среди научных сотрудников центров и лабораторий.
- Чему сейчас нужно переобучать учителей?
- Это, в первую очередь, работа в условиях модернизации образования. Утверждены стандарты, базисные учебные планы. Но каждая школа на их основе должна разработать свои собственные рабочие планы, а каждый учитель – рабочие программы. Этому научить либо предложить ряд вариантов должны мы в СКИПКРО. Большие проблемы стоят перед образованием края в связи с профилизацией школы. Здесь мы тоже должны сказать свое слово. И таких задач много. Так, например, больше внимания мы собираемся уделить переобучению и повышению квалификации управленческих кадров разного уровня.
- Приказом министра образования СК штатное расписание СКИПКРО сокращено на 40 процентов. В связи с чем?
- Идет оптимизация затрат. Есть и другие причины. Министерство образования РФ, краевое министерство требуют новых подходов к переобучению учителей, а многие сотрудники работают по старинке, что вызывает претензии со стороны наших слушателей. Вопрос сокращения штатов – деликатный и сложный, но он необходим.