00:00, 21 декабря 2004 года

Регион застойной бедности расцветет?

Открывая заседание совета, Дмитрий Козак коротко охарактеризовал экономическую ситуацию в ЮФО. За последние четыре года расходы из консолидированного бюджета субъектов Юга России в расчете на душу населения возросли в 2,6 раза. Помощь из федерального бюджета в расчете на одного жителя возросла в 3,4 раза. Но одновременно в 1,7 раза в округе возрос уровень безработицы. Официальные доходы граждан, проживающих на территории ЮФО, как были в полтора раза ниже, чем в среднем по стране, так и остались. Значительно снизилось количество малых и средних предприятий.

Ключевой вопрос социально-экономического развития региона - это активизация производственной жизни, создание условий для экономической активности людей, которые проживают на территории ЮФО, заявил полпред. И для этого имеются самые благоприятные условия с точки зрения климата, географии и даже менталитета людей: согласно социологическим исследованиям, в отдельных субъектах ЮФО до 43 процентов граждан желают иметь свое дело - производить продукцию, торговать, оказывать бытовые услуги. Что же мешает? Мешают административные барьеры, поборы органами власти, отсутствие защиты со стороны правоохранительной системы - констатировал Д. Козак.

Поэтому одна из главных на сегодня задач - минимизировать административные препятствия, сделать все процедуры деятельности органов государственной власти прозрачными и понятными для населения, прекратить безобразия, которые творят естественные монополии, подчеркнул полпред. И все закрепить на уровне федерального законодательства.

- Восемь субъектов ЮФО являются высокодотационными, 84 процента валового регионального продукта производится в пяти краях и областях, - сказал он, - два-три года эффективной работы точно дадут положительный результат. Но сказать, что Юг России уже завтра догонит и перегонит Америку, было бы неправдой.

В своем выступлении Д. Козак озвучил еще одну, достаточно болезненную для многих регионов тему. Из федерального центра по различным целевым программам (ФЦП), которые финансируют объекты, входящие в зону ответственности региональных и местных властей, в будущем году выделяются около 19,1 миллиарда рублей - инвестиционные деньги, за которые каждый год идет борьба.

- В Дагестане за счет федерального бюджета строятся 23 школы, - констатировал полпред, - которые финансируются по различным ФЦП и у которых имеются четыре федеральных заказчика. Никакой логики в таком управлении федеральными средствами я не вижу. Наше предложение состоит в том, чтобы упразднить все федеральные целевые программы, зачислить эти средства в фонд финансовой поддержки региона и распределять их по справедливости, устранив всякие основания для лоббизма и коррупции в этой сфере. Субъекты ЮФО сами, под свою ответственность будут решать вопрос, что строить на эти деньги и где.

После столь многообещающего и емкого вступительного слова стало ясно, что Юг России ожидают большие перемены - у «региона застойной бедности», как называют ЮФО эксперты, появился шанс перестать быть таковым. Но, как только на трибуну вышел основной докладчик, журналистов попросили покинуть зал, и дальше заседание проходило в закрытом режиме. Когда наступил перерыв, изнывающая от любопытства пресса попыталась узнать, какие вопросы обсуждались в ходе работы и были ли приняты какие - либо конкретные решения.

- Это рабочее совещание, - пояснил губернатор края Александр Черногоров, - проект программы развития ЮФО еще не имеет своего логического завершения и, как каждый проект, подвержен корректировке. Поэтому многие вопросы сегодня преждевременно озвучивать. Что касается Ставрополья, я могу сказать, что если бы из края не изымали финансовые ресурсы, то нам никакие трансферты не были бы нужны. У нас достаточно денег на развитие, но, к сожалению, пока у нас больше изымают, чем дают. В прошлом году отменили 5-процентный налог с продаж, изъяв таким образом из бюджета края 1 миллиард рублей наших, краевых денег на федеральный уровень. В этом году изъяли водный налог, вместе с которым ушли еще полтора миллиарда рублей. А взамен - ничего. Так же нельзя! У края забирают ликвидные налоги, а нас оставляют, извините, с игорным бизнесом и с другими непопулярными налогами, которые очень сложно собирать. Сегодня здесь ведется реальный, самокритичный разговор, и я думаю, что Дмитрий Козак сделает все возможное, чтобы внести радикальные коррективы в федеральное законодательство для поддержания исполнительных и муниципальных органов власти на местах.

Вице-спикер ГД РФ Владимир Катренко сообщил, что в ходе работы возглавляемой им думской комиссии по проблемам Северного Кавказа в адрес председателей профильных комитетов ГДРФ были представлены концептуальные предложения, которые уже нашли свое выражение в конкретных законодательных инициативах. Эти инициативы были озвучены и на заседании совета. «Мы считаем, что уже к концу первого квартала будущего года можно сформулировать концепцию устойчивого развития Северного Кавказа», - сказал он.

Затем по кулуарам разнеслась сенсационная весть о том, что известный всем Александр Починок - в недалеком прошлом министр РФ по налогам и сборам и чуть позднее - министр труда и социального развития РФ, заявленный в списках участников заседания в качестве помощника председателя правительства РФ, назначен заместителем полпреда президента РФ по ЮФО. В своем интервью журналистам Дмитрий Козак подтвердил эту информацию: А. Починок займет должность зама по экономике, формально приказа о его назначении еще нет, но он будет подписан в ближайшие дни.

По поводу итогов совещания полпред был немногословен. Он сказал, что состоялся конструктивный разговор, согласован ряд мер в социально-экономической сфере. Но еще необходимо их четко сформулировать и закрепить в соответствующих федеральных и региональных законодательных актах, продолжить совершенствование межбюджетных отношений, которое началось с разграничением полномочий. Это не означает начала новой политики на Юге России, речь идет только о том, чтобы довести до реализации ту политику, которая провозглашалась в течение последних пятнадцати лет. Анализ показывает, что подавляющее большинство из тех экономических воззрений, которые сегодня доминируют на федеральном уровне, реально во многих субъектах Федерации не исполняются.

Удалось пообщаться и с Александром Починком - новым зам. полпреда свою должность расценивает не как повышение, не как понижение, а как новую, интересную работу.

- Предложение мне поступило от Дмитрия Николаевича Козака, - сказал А. Починок, - я согласился, с большими сомнениями и долгими размышлениями, потому что бросать что-то налаженное, конечно, никогда не хочется. Но, на мой взгляд, это очень важная работа, я уже переехал в Ростов.

Поделился А. Починок и некоторыми соображениями по поводу механизмов улучшения социально-экономической ситуации в ЮФО. По его словам, первое, что сегодня необходимо сделать, - четко расписать показатели эффективности каждого региона. У каждого губернатора должна быть пятилетняя программа с показателями не количественными, а качественными - насколько растут доходы у населения, сколько людей имеет работу и т.п. Расписал себе такой план глава субъекта - через год проверить, насколько план соответствует действительности.

- Но, для того чтобы быть эффективным, у губернатора должны быть соответствующие полномочия, - утверждает А. Починок. - Значит, нужно посмотреть, где его самостоятельность расширить, какие полномочия он сам попросит делегировать ему, какими полномочиями наделит местное самоуправление. Это означает очень серьезные изменения налогового и бюджетного законодательства. Нужно, чтобы региональные бюджеты были наполнены средствами из надежных источников поступлений. И были гарантии, что заработанные деньги на следующий год не отберут…