00:00, 16 декабря 2004 года

Банкрот? Скажи «спасибо» начальнику

- Татьяна Васильевна, с чем была связана передача функций от Федеральной службы по финансовому оздоровлению налоговым органам?

- Это было обусловлено административной реформой, которая сейчас проводится в нашем государстве. Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству была упразднена, а ее функции в основном переданы министерству по налогам и сборам – сегодня это Федеральная налоговая служба.

В прямом понимании мы не обеспечиваем проведение процедуры банкротства - этим занимаются арбитражный управляющий и арбитражный суд, мы же участвуем в банкротстве от лица государства, защищая его интересы.

- Вы «унаследовали» не все функции, которые осуществляла служба по финансовому оздоровлению. В частности, отдел не дает заинтересованным лицам справок о наличии или отсутствии процедуры банкротства. Для чего она может понадобиться?

- Когда предприятие включают в ту или иную программу, выдают кредиты, важно, чтобы оно не было банкротом. Однако функцию по выдаче таких справок нам не передали, орган, который будет выдавать эту справку, не определен. По большому счету, может быть, в ней и нет необходимости: когда возникает вопрос о финансовом состоянии предприятия, ответ на него можно получить, проанализировав его бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.

Однако существует постановление правительства РФ № 52, гласящее, что наличие справки об отсутствии процедуры банкротства необходимо в рамках реализации закона о финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей. Но выдать заявителю такую справку мы не можем - нет права, для того чтобы оно появилось, нужно вносить изменения в соответствующее постановление правительства России.

- Какие еще функции вы не «унаследовали»?

- Мы не стали правопреемниками Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству. Некоторые ее функции переданы другим. Например, обязанность по выдаче заключений о наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, по новому закону, лежит на арбитражном управляющем. Соответствующий вывод он должен сделать при анализе финансового состояния предприятия в период проведения процедуры наблюдения. Дублировать эту работу со стороны государственного органа нет необходимости.

Налоговые органы не готовят также заключений о возможности наступления банкротства организации в случае единовременной уплаты им налогов.

- Банкротство предприятия больно ударяет по его работникам. С другой стороны, есть мнение, что это, в общем, положительный процесс. Что вы об этом думаете?

- Когда мы начали строить рыночную экономику, естественно, сам собой возник вопрос о необходимости процедуры смены неэффективных собственников и ликвидации предприятий, не нашедших своего места в системе рыночного хозяйствования. Не все смогли выдерживать конкуренцию, не все смогли рассчитываться по своим долгам как перед государством, так и перед другими кредиторами. Однозначно говорить о том, что процедуры банкротства пагубны, я думаю, нельзя. Это механизм, который присущ рыночным отношениям и который необходим.

Для коллектива он болезненный, безусловно. Однако чем раньше предприятие, потерявшее финансовую устойчивость, будет попадать в сферу влияния закона о банкротстве, тем с меньшими последствиями для трудового коллектива будут протекать эти процессы: чем меньше долгов, накопленных предприятием, тем легче вывести его из кризиса. Существуют процедуры финансового оздоровления, внешнего управления, реализация которых позволяет восстановить финансовую устойчивость. Не нужно пугаться и такой процедуры, как конкурсное производство: в ходе его можно и нужно практиковать продажу бизнеса должника. В этом случае будет происходить всего лишь смена неэффективного собственника, а рабочие места и вообще производство будут сохраняться.

- Насколько интенсивен сейчас процесс банкротства предприятий?

- Вас интересует количество процедур? Дело в том, что с момента перехода функций уполномоченного органа к налоговой службе подача заявлений в арбитражный суд о признании должников банкротами со стороны государства приостановлена, потому что не прописан механизм подачи заявлений. Подавать их налоговые органы смогут сразу же после того, как получат указания Федеральной налоговой службы. В настоящее время в крае около тысячи недоимщиков, подпадающих под действие закона о банкротстве.

- Что будет предприниматься в отношении этих предприятий и организаций? Налоговиков нередко обвиняют в том, что именно они подводят предприятия к печальному финалу…

- Налоговая инспекция имеет право подавать заявление в арбитражный суд и инициировать на предприятии-недоимщике процедуру банкротства. Это возможно в том случае, если организация более трех месяцев не уплачивает налоги, уровень задолженности по обязательным платежам составляет более 100 тысяч рублей. При этом решение об обращении в суд с таким заявлением можно принять только в случае обращения взыскания на имущество должника. Такое решение принимается налоговым органом, если на расчетном счете организации нет денежных средств.

В действительности с момента образования задолженности и до нашего обращения в суд проходит около полугода - учитывая сроки, отведенные на взыскание задолженности. Принятые в стране в 2003-2004 годах подзаконные акты строго регламентируют сроки как проведения процедур взыскания задолженности с организаций-недоимщиков, так и сроки подачи заявления в арбитраж о признании должников перед бюджетом банкротами. Изменять или переносить их никто не вправе. Налоговые органы лишь выполняют определенную государством функцию по контролю за полнотой собираемости налогов. Поэтому заявления об участии налоговых органов в преднамеренных банкротствах лишены всякого смысла.

Главной причиной наличия в крае, да и в стране в целом преднамеренных банкротств являются действия руководителей организаций и их собственников, незаконные управленческие решения которых по выводу активов, заключение фиктивных сделок и подобные манипуляции создали или усугубили неспособность предприятия рассчитываться по своим долгам.

Ирина ПАНАСКО