00:00, 15 декабря 2004 года

«Лишние» станичники

В чьем лагере будешь?

Мытарства темнолесцев начались после развала местного колхоза «Заря». Социальная обстановка в станице осложнилась, люди остались без работы. Правда, земля не совсем осиротела - нашлись инвесторы. Животноводство сразу пошло на убыль. По большому счету осталось одно зерновое производство, которое уступает прежним объемам.

Вместо прежнего колхоза в селе образовалось три новых сельхозпредприятия – три ООО: «Мосхлебторг», «Колхоз имени Ворошилова» и «Интерлюкс-Агро». Первое больших обязательств перед пайщиками не брало. Руководство, как и обещало, выдало по восемь центнеров зерна на пай. Со вторым хозяйством глава сельской администрации подписал «тройственный союз». Согласно документу, в станице должны были заработать пекарня, открыться мясоконсервный цех, молокоприемный пункт. Пока ничего этого нет. Земли у колхоза Ворошилова по большому счету тоже нет, здесь решили сделать ставку на разработку песчаного карьера. Это тоже новые рабочие места. Как заметил руководитель М. Чотчаев, в день его разработка дает в среднем 200 тыс. руб. Третье хозяйство, по сути, преемник бывшего колхоза «Заря», - «Интерлюкс-Агро» идет к банкротству, земли пайщиков у него нет и гектара.

На несколько «лагерей» разделилось и местное население. Кто-то отдал свои паи в аренду одному хозяйственнику, кто-то другому. А кто-то и вовсе не пристал ни к какому берегу, оказавшись один на один со своей землей. Как рассказал глава сельской администрации Сергей Герасименко, в станице из общего количества паев «неработающих» оказалась почти треть. Не исключено, что эта земля у кого-то из руководителей хозяйств крутится в обороте, принося теневую прибыль. А ее потенциальные собственники остаются ни с чем, выплачивая к тому же налог за свое имущество, существующее только на бумаге.

Предстоящее межевание и дальнейшее переоформление земельных долей и должно все поставить на свои места. Однако процесс этот в Темнолесской идет с большим скрипом. По словам начальника отдела управления сельского хозяйства Шпаковского района Владимира Петракова, самая сложная ситуация сегодня сложилась также в Сенгилеевском и Новомарьевке, где переоформлены считанные проценты долей. Впрочем...

- В последнее время сдвинулись с мертвой точки дела в Новомарьвке, - сказал он, - там вполне работающее хозяйство. На счет него у нас нет никаких сомнений: в ближайшие дни все будет стопроцентно оформлено. А вот в отношении двух других населенных пунктов есть опасения. Задача как администрации района, так управления сельского хозяйства и местных администраций сегодня заключается в том, чтобы каждый человек, имеющий пай, оформил свою собственность так как надо.

Арендуй и…властвуй

У жителей станицы Темнолесской 1677 паев. Через регистрационную палату оформлена только половина. Такие цифры прозвучали на недавнем собрании пайщиков, на которое были приглашены не только владельцы угодий, но и представители хозяйств, арендующих их. «Почему о переоформлении земли вспомнили только сейчас, почему так затянули этот процесс, все оставив на потом, почему заранее не объявили людям – а это в основном престарелые бабушки и дедушки - каких документов для регистрации не хватает» - эти вопросы в адрес арендаторов звучали на собрании чаще всего. Те, в свою очередь, объяснили всё неорганизованностью, нерасторопностью пайщиков. В общем, все по пословице – Иван кивает на Петра… Тем временем, работники районной регпалаты сообщают, что график подачи документов на переоформление руководителями хозяйств был сорван. Обнадеживает одно – время для оформления своей собственности еще есть.

Из 1077 паев, «работающих» в ООО «Мосхлебторг», а это максимальная часть всех имеющихся в станице, регпалату прошли 660. Помимо переоформления собственности землевладельцев ожидает еще процедура межевания земли и заключения договоров аренды с руководством хозяйства. По словам представителя сельхозпредприятия П. Щербакова, обществу не выгодно заключать договор на один год, целесообразнее - на семь лет. Хозяйство рассчитывает арендовать 1200 паев. Все расходы, связанные с переоформлением земли, оно берет на себя. Правда, впоследствии они будут удержаны из арендной платы.

Кого не устраивают такие условия аренды - сказ один: забирайте свои паи и отдавайте, кому хотите. И ничего тут не поделаешь: за арендатором, как за производителем, остается право диктовать «правила игры». А кому отдашь в станице свою землю, когда здесь как таковой и конкуренции-то нет? Одно зерновое сельхозпредприятие и осталось.

В ООО «Колхоз имени Ворошилова», где паев сосредоточено, как говорится, всего ничего, - 130, дела с их переоформлением выглядят заметно лучше - все свидетельства уже переделаны в соответствии с законодательством. Здесь также все расходы по оформлению собственности руководство взяло на себя. А вот условия аренды иные.

- Мы заключили договор аренды на год, - говорит М. Чотчаев. - Сделали межевание. Если кто-то захочет уйти после этого срока, пожалуйста, забирайте и уходите.

Новые герои русской литературы

Главе Темнолесской сельской администрации Сергею Герасименко приходится, что называется, меж двух огней. Каждый день доводится ему выслушивать десятки жалоб и вопросов от станичников, оказавшихся в том или ином «лагере», и каждый раз искать ответ на них.

- Оформление земли сегодня напрямую сказывается на социальной обстановке в станице, - говорит он. – Люди встревожены, ведь речь идет о том немногом, что еще осталось. Самое главное, сельчане на этом собрании получили обнадеживающую информацию: их паями занимаются, правда, в недостаточной степени. Услышали обязательства инвесторов.

Однако часть темнолесцев боится, чтобы паи не ушли в небытие. Они бы и рады «отдаться» в аренду, да некому. А это почти добрая треть всех станичных паев. Как тут не вспомнишь классиков русской литературы? Иначе как «лишними» людьми, только в новом понимании этого слова, сельчан и не назовешь. Согласны они и на продажу земли - чтобы выручить хоть какието деньги, да вся беда в том, что у пенсионеров, а именно они в основном и являются пайщиками, нет средств для самостоятельного оформления имущества в собственность. Вот они и переживают – не сгинет ли их землица вовсе? В краевом комитете по земельным ресурсам и землеустройству дали обнадеживающий ответ.

- В этой ситуации стоит немного подождать, пока отмежуют остальную землю в станице, - посоветовал руководитель комитета Константин Зазирний. – И тогда спокойно можно будет рассмотреть этот вопрос. Самое главное - землю люди не потеряют.