По сусекам поскрести
Главная проблема заключается в том, будет бюджет принят в этом году или в следующем. С юридической точки зрения законопроект краевого правительства несостоятелен, поскольку Ставрополье, заявив о досрочном проведении реформы местного самоуправления (в России этот процесс стартует в 2006 г.) и сформировав соответствующие органы на уровне муниципальных районов, оказалось в подвешенном состоянии. Поправка в закон, дарующая краю право экспериментировать, не принята нижней палатой парламента страны. Она только будет рассматриваться - ориентировочно 15-16 декабря. И хотя краевое правительство уверяет, что дело практически решено, этот оптимизм разделяют далеко не все. Председатель бюджетного комитета А. Яшкунов, например, проинформировал собравшихся, что «в Госдуме России есть сопротивление, чтобы эта поправка не прошла». Почему сопротивление? Вопрос из разряда политических. Если поправка не пройдет, губернатор края А. Черногоров, положивший уйму сил на реформирование местного самоуправления, вместо лавров первопроходца получит в колеса даже не палку, а целую оглоблю – с вытекающими отсюда последствиями.
Л. Калинченко, первый заместитель министра финансов края, выступившая с докладом о проекте бюджета-2005, призвала депутатов к тому, чтобы не спешить с отклонением законопроекта (свое слово по этому поводу народные избранники должны сказать 9 декабря на очередном заседании ГДСК) и подождать до 16 декабря. Мол, если в ГДРФ поправка не пройдет, то какая разница, когда «рубить» законопроект.
А. Яшкунов предложил соломоново решение: 9 декабря все-таки приступить к рассмотрению бюджета в первом чтении, а если 16-го поправка не пройдет, то не рассматривать документ – во втором. Как на самом деле проголосует краевая Дума по этому вопросу, мы узнаем в четверг…
«Незаконность» законопроекта краевого правительства о бюджете-2005 – это лишь видимая часть наметившегося противостояния. Подводная часть айсберга скрывает различие взглядов на проблему формирования доходной части бюджета и того, как тратить деньги.
Иными словам, «испеченный» краевым правительством бюджет кажется депутатам чересчур легковесным. Во многих выступлениях прямо указывалось, что правительство вытащило на свет не все резервы, позволяющие увеличить доходную часть. Вспомнилась сказка про Колобка, где старик уговаривает старуху поскрести по сусекам – «глядишь, мука и наберется».
Особенно настойчиво предлагал скрести депутат А. Колесников, он же председатель контрольно-счетной палаты ГДСК, вынесшей отрицательное заключение на законопроект. По словам А. Колесникова, расхождение показателей прогноза и проекта бюджета-2005 превышает 700 млн. рублей. Не учтены доходы от наружной рекламы, отсутствует достоверная налогооблагаемая база по транспортному налогу и т.д. Что касается расходов, то и тут не все гладко: например, не прошли экспертизу и утверждение многие краевые целевые программы, а цена вопроса – 880 млн. рублей. Можно было бы сэкономить и на росте тарифов: стоимость коммунальных услуг в законопроекте просчитана с ростом в 19%, а ведь сегодня, утверждает палата, предельный уровень тарифа на тепловую энергию в крае уже является самым высоким в ЮФО и составляет 561 рубль за Гкал (в Дагестане – 228, Краснодарском крае – 281, Астраханской области – 221).
Л. Калинченко проинформировала депутатов, что концепция бюджета-2005, являющегося по-прежнему социально-направленным (повышение зарплаты бюджетникам, исполнение социальных законов, жилищные субсидии съедают львиную часть доходов) позволит увеличить рост расходов на народное хозяйство лишь на 8%, а по отдельным отраслям вообще никакой «добавки» не будет. Мол, если депутаты захотят изменить концепцию – то пусть принимают волевое решение.
Впрочем, обидеть «сирых и убогих» вряд ли кто решится. И при принятии бюджета, бесспорно, речь все-таки будет идти о «скрытых резервах» и экономической политике исполнительной власти, к которой у депутатов, судя по всему, много претензий.