Богатство в пять миллиардов: взять или отдать?
Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в идеале преследует одну цель: земля должна работать эффективно, быть в руках толковых землепользователей, которые и о пашне позаботятся, и о людях, работающих на ней, не забудут. Это актуально, потому что за последние десять лет из сельхозоборота выпало более 15 миллионов гектаров пашни. На Ставрополье по итогам недавней инвентаризации невостребованных земельных долей оказалось свыше 25 тысяч - это около 250 тысяч гектаров угодий. Именно поэтому сверхзадача - заставить «работать» землю во всех российских регионах с полной отдачей.
Сегодня в крае общий пакет земельных долей, по данным комитета по земельным ресурсам и землепользованию СК, оценивается в 5 миллиардов рублей. Это как раз то, что может быть выставлено на рынок. Цена зависит от многих факторов – качества земли, ее местоположения. Постановлением правительства СК утверждены результаты кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий. Средняя цена по краю составляет 19957 рублей за гектар.
Правительство СК дает за него 20 и более тысяч рублей. В этом году под правительственным крылышком оказалось уже около 400 гектаров земли - почти на 10 миллионов рублей. В следующем году на эти же цели из бюджета края намечается выделить 25 миллионов рублей, что задаст тон в торговом обороте земли, станет своеобразным ориентиром ценовой карусели.
- Нужно обозначить рынок земли, чтобы хоть как-то его отрегулировать, показать, сколько же реально стоит земельная доля, - говорит заместитель министра сельского хозяйства СК Василий Лозовой. - Идеальным вариантом, конечно, была бы скупка правительством всех земельных долей, имеющихся на краевом рынке. Но в связи с тем, что бюджет ограничен, мы можем позволить покупку нескольких земельных долей в общедолевой собственности в каждом районе. Это хоть как-то защитит селян от жестких законов рынка, а самое главное – от недобросовестных покупателей, наживающихся на крестьянине.
Законом СК «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае» запрещено приобретать участки, либо доли, если предложенная цена заведомо превышает их установленную стоимость. Максимум, что можно добавить к кадастровой оценке, - 20 процентов. Но не более того. Вместе с тем, как рассказали в министерстве сельского хозяйства, в крае немало случаев, когда предприимчивые покупатели попросту хитрят, трактуя установленное правило наоборот - в свою пользу, утверждая, что за землю по закону должны давать всего лишь 20 процентов от кадастровой стоимости. Это чистой воды обман. На подобную удочку попалось уже немало дольщиков.
В ходу немало и других способов объегоривания простого люда. Как заметил председатель подкомитета по природопользованию и землепользованию комитета по аграрным вопросам, земле, продовольствию и природопользованию ГДСК Александр Шиянов, чаще всего проводится так называемая скрытая продажа - когда оформление земли идет путем дарения. Этот путь намного легче и быстрее. Не надо согласовывать дарение долей с другими собственниками, обращаться в краевое правительство. В данном случае есть определенный риск: вас легко могут обвести вокруг пальца. В комитете по земельным ресурсам и землепользованию привели примеры, когда люди отдают гектар в лучшем случае за 500 рублей, в худшем, что называется, - за «спасибо». Конечно, договор дарения можно оспорить в суде. Но даже, если он будет расторгнут, поезд, как говорится, уже уйдет. Не исключено, что землю уже перепродадут.
Практикуется и другой вариант отчуждения долей и участков - путем их обмена на акции предприятия, по которым собственник ценных бумаг будет получать дивиденды, но только лишь в том случае, если хозяйство получит прибыль. Не будет ее, и пайщик тоже останется на бобах.
На сегодня, кроме правительства СК, никто максимальной цены за земельную долю не дает. В лучшем случае – от 5 до 20 тысяч рублей. Снижается стоимость земли, заметил руководитель комитета по земельным ресурсам и землепользованию СК Константин Зазирний, тает и потенциальный рынок долей, изначально оцененный, напомним, в пять миллиардов рублей.
Понимая, что земля – это стратегически важный объект экономики, руководители ряда ведущих хозяйств края в последнее время активизировались на этом рынке. Среди них – КСП «Терновское» Труновского района, у руля которого вот уже не одно десятилетие стоит депутат Государственной Думы Ставрополья Иван Богачев.
- Земельный вопрос, пожалуй, самый болезненный сегодня, - признается Иван Андреевич. - Как руководитель прекрасно понимаю, что купля-продажа земли является необходимостью. У себя в хозяйстве мы закупаем ее и ведем, если можно так сказать, «вторую коллективизацию», но только уже за деньги. Раньше отдавали землю крестьянину бесплатно, а теперь мы ее покупаем у него и затем передаем в неделимый фонд хозяйства. Даем 20 тысяч за пай. Но, учитывая, что оформление нынче очень дорогое, а мы все расходы берем на себя, покупка пая сельхозпредприятию в итоге обходится тысяч в 30.
Там, где сельхозпредприятия работают стабильно, там и пайщики - владельцы земельных долей - не торопятся распрощаться со своим добром. Предпочитают отдать землю в аренду, благодаря которой они худо-бедно могут кормиться круглый год, содержать подсобное хозяйство. Там же, где финансовая ситуация напряжена, люди стараются получить за свою землю хоть что-то, ибо от аренды ничего не видят. Крестьянин-арендодатель находится порой в несправедливом положении: он вроде бы собственник, но не имеет предмета собственности, так как участок порой не выделен. Живя на селе, такой «собственник» зачастую работает под началом своего «арендатора» - руководителя хозяйства и всячески зависит от него. В лучшем случае, за аренду доли пайщику выплачивают несколько мешков зерна или муки, в худшем – лишают обманным путем земельной доли, вынуждая вносить ее в уставный капитал предприятия. Таким образом, идет скрытая концентрация земли в руках руководителей хозяйств, в том числе и инвесторов.
С одной стороны, что логично, интересы крупного сельхозбизнеса требуют возможностей роста, в том числе и по земельным объемам, причем с оформлением собственности. С другой, владельцы долей - обычные селяне, впервые в новейшей российской истории получившие хоть что-то от власти, - не хотят лишаться своего, надеясь продать землю по привлекательной цене, которую сегодня им мало кто может дать. Но как бы там ни было, исход этого «противостояния» зависит от активности последних, причем осознанной и неспешной. Главное, как считает начальник отдела комитета по природным ресурсам и землепользованию СК Илона Смулько, не наломать сейчас дров.
- Не спешите избавляться от земли. Этот рынок, по большому счету, на Ставрополье пока не сложился. В ближайшие несколько лет он устоится, и тогда цена на землю взлетит в несколько раз.
Лучше подождать какое-то время: спешка в данной ситуации не самый лучший советчик.