Недавно в Москве прошло заседание Российского совета по развитию образования (РОСРО) «Итоги и перспективы ЕГЭ». В нем приняли участие представители администрации президента РФ, правительства, Госдумы, Российской академии наук, научно-исследовательских институтов, университетов и вузов страны. Известно, что эксперимент по внедрению единого госэкзамена постоянно находится в центре общественного внимания. И хотя новый подход к оценке знаний выпускников по-прежнему вызывает споры, и сторонники и противники эксперимента соглашаются в том, что отечественному образованию необходима независимая оценка качества образования, основанная на общих для всех, удобных и ясных стандартах. Она позволит поступать в вузы на равных всем выпускникам, независимо от места проживания.

В 2004 году в эксперименте по проведению ЕГЭ приняли участие 946 вузов и филиалов, 1536 средних специальных учебных заведений – всего экзамены в такой форме сдавали 982 тысячи человек. На проведение ЕГЭ в следующем году поступили заявки от 78 субъектов Федерации, из которых большая часть уже опробовала эту технологию. В 2005 – 2006 годах по решению коллегии Министерства образования и науки РФ должна завершиться апробация процедуры и технологии единого госэкзамена во всех субъектах Федерации. А в 2006-2008 гг. его планируется ввести по всей стране – принято решение до 15 января 2005 года подготовить проект постановления правительства по этому поводу. Но прежде разработчикам предстоит решить ряд ключевых вопросов: в частности, будет ли ЕГЭ обязательным для всех учащихся, какие еще формы поступления в вуз могут быть предложены абитуриентам и каким образом станут проводить единый госэкзамен. Как отмечали участники РОСРО, в течение прошедших пяти лет дискуссии, связанные с образовательной политикой, так или иначе касались темы ЕГЭ. Выступая на заседании, ректор Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Ярослав Кузьминов отметил, что единый экзамен – пример осуществления социальных реформ, затрагивающих значительную часть населения страны.

Понятно и то, почему введение ЕГЭ вызывает повышенный интерес и такую неоднозначную реакцию. Именно этот подход четко выявляет степень освоения выпускником образовательного стандарта. Поступление в вуз на основании результатов ЕГЭ не требует личного присутствия на вступительных испытаниях, а, значит, предоставляет возможность поступать на равных всем абитуриентам, независимо от их социального положения и места жительства. И, судя по всему, в самом скором времени единый госэкзамен станет таким же привычным, какими прежде были устные и письменные экзамены. «Была поставлена задача по разработке системы независимой экспертной оценки знаний, – говорит председатель комитета образования Новгородской области, член коллегии Министерства образования и науки РФ Владимир Аверкин. – Сейчас мы должны давать независимую оценку качества обучения в школах, проверить содержание всех школьных программ с тем, чтобы интерес учащихся к школе возрос. Без независимой оценки качества знаний двигаться дальше нам некуда». При этом смысл школьного образования не должен свестись к одной только подготовке к ЕГЭ. Единый гос-экзамен должен стать стимулом к пересмотру качества образовательных услуг и в школах, и в институтах.

Параллельно с последним этапом внедрения ЕГЭ должна получить развитие и система предметных олимпиад, целью которой станет выявление наиболее одаренных учеников. «Победители 4 и 5 этапов Федеральной Олимпиады будут зачисляться в вузы без экзаменов, – прокомментировал проректор ВШЭ Григорий Канторович. – Ряд победителей 3-го – регионального – тура смогут поступить без вступительных испытаний в местные вузы». Очевидно, что олимпиады станут еще одним способом конкурсного поступления. Правда, для этого необходимо, как считают эксперты, помимо введения четкой правовой базы, унифицировать оценку результатов олимпиады, а также контролировать их проведение. Кроме того, разумно было бы дать возможность вузам проводить собственные олимпиады. «Есть два момента, свидетельствующих в пользу олимпиад, – считает Григорий Канторович. – Во-первых, такой вариант позволяет выявлять наиболее талантливых ребят. А во-вторых, он необходим для тех, кто нацелен на определенный вуз, конкретную специальность. В таком случае у вузов сохранится мотивация профориентационной работы со школами». Более того, если вузы сами будут проводить такие олимпиады, они смогут не просто выявлять, но и принимать всех одаренных ребят.

По информации Министерства образования и науки, уже до конца 2004 года может быть принят соответствующий документ, который законодательно определит механизм проведения олимпиад и права вузов. Еще в прошлом году ведомство подготовило новую редакцию Положения о Всероссийской олимпиаде школьников, также летом 2003 года в Госдуму был внесен законопроект «О внесении дополнений в статью 16 Закона «Об образовании» и в статью 11 Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Законопроект предусматривает предоставление победителям федерального окружного этапа всероссийской олимпиады школьников, занявшим 1-е, 2-е и 3-е места, право поступать без вступительных испытаний в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования для обучения по специальностям, соответствующим профилю олимпиады.

Кстати, определенные практические наработки в этом отношении уже существуют: некоторые вузы зачисляют к себе победителей Федеральной олимпиады, а МГУ им. Ломоносова одним из первых предложил принимать без дополнительных испытаний и ребят, победивших в региональных турах. В том случае, если оба варианта вступительных испытаний будут запущены параллельно, через несколько лет в стране сможет появиться стройная схема объективной оценки знаний. Тогда абитуриент сможет выбирать для себя приемлемый вариант поступления в вуз, исходя из собственных возможностей и полученного образования.

Глеб ВАРФОЛАМЕЕВ