00:00, 3 декабря 2004 года

Фурор из Ставрополя: не ждали

Славу краю завоевала солистка Ирина Белая, да не одна, а вместе со своим концертмейстером Натальей Пушканцер, признанной лучшей в своей номинации на этом же конкурсе. Их блестящее выступление стало полной неожиданностью и для мэтров, входивших в жюри, и для взыскательной публики старинного русского города Владимира, где проходило это творческое состязание. И, если честно, лишь определенная настороженная инерция московских судей по отношению к провинциалам не позволила нашей землячке взойти на высшую ступеньку пьедестала.

Само участие наших вокалистки и пианистки в такого рода конкурсе – случай исключительный. В последние годы филармонии просто не по силам – финансовым – было организовать такие выезды. К отсутствию ставропольцев, увы, привыкли, и поэтому очень редко присылали приглашения, так что и информации об этих мероприятиях почти не поступало. И вдруг… Как рассказывает Ирина Белая, получив из рук директора филармонии Валентины Куникиной буклет из Владимира, решились они с Натальей Пушканцер послать заявку на участие, хотя и без особой надежды на то, что их примут. А вышло, что из более чем сотни желающих их выделили в тридцатку участников. Как собирались в дорогу – отдельный рассказ, ведь даже на пошив достойных костюмов нужно было искать деньги. Искренне благодарны обе конкурсантки министру культуры края Евгению Луганскому, который внимательно отнесся к проблеме и помог, причем очень быстро, ибо счет времени уже шел едва ли не на часы.

- Очень привлекла тематика конкурса, а именно камерная музыка, которую здесь, в Ставрополе, мы исполняем мало, наша публика больше любит оперные арии, а тут появилась возможность попробовать свои силы в жанре, который меня очень привлекает, - рассказывает Ирина. – С программой выступления определились быстро и сразу начали репетировать.

Удивительно, как легко сложился этот творческий дуэт – всего лишь с нынешнего лета начали работать вместе И. Белая и Н. Пушканцер. Но «родство душ» – великая сила, способная творить чудеса. И чудо свершилось. Их стараниями и их талантом. При том, что программу они подобрали весьма сложную как для исполнителей, так и для слушателей. Прежде всего, конечно, взяли романсы Глинки – «Не называй ее небесной» и «Адели», а еще – «Вальс» Метнера, композитора сколь сложного, столь и интересного. Обе – и певица, и пианистка – буквально влюблены в этого автора. Представили и романсы Рахманинова.

- Ирина выбрала те произведения, где есть что играть и пианисту, - признается Наталья Пушканцер. – Это не просто аккомпанемент, но самостоятельные музыкальные полотна.

На конкурс приехали исполнители со всей страны – из центральной России, Сибири, Санкт-Петербурга, Москвы… Председательствовал в жюри профессор Академии им. Гнесиных, народный артист СССР А. Эйзен (многие помнят его как известного солиста Большого театра), в жюри вошли и такие мэтры, как председать Союза композиторов России В. Казенин, композитор А. Колкер (кто не знает его замечательных песен «Долго будет Карелия сниться», «Как провожают пароходы» и много других, до сих пор любимых), народная артистка РФ М. Пахоменко, художественный руководитель театра «Ромэн» А. Титов… Была большая ответственность и было очень интересно. Уже после второго тура ставропольчанки ощутили огромный интерес к себе. По сути они обе стали открытием конкурса.

Были во Владимире и небольшие разочарования. Не состоялись ожидаемые мастер-классы, маловато было общения с коллегами, обидно и то, что не удалось посмотреть великую русскую старину тех мест – не было ни времени, ни условий. Такой был напряженный режим репетиций и выступлений. Зато не подкачала владимирская публика, явно хорошо подготовленная, воспитанная своими музыкальными традициями. Достаточно сказать, что главным – и постоянным – спонсором конкурса является лично губернатор области, кстати, присутствовавший на всех основных концертах. Его же стараниями победителям вручены великолепные хрустальные призы работы знаменитого завода Гусь-Хрустальный. Широкая публика заполняла до отказа огромный зал, не уходила даже после окнчания выступлений, ожидая, пока жюри вынесет решение по очередному туру. К концу конкурса, когда И. Белую, и Н. Пушканцер уже достаточно узнали, десятки людей встречали их цветами у выхода. Был вечер, когда в подарок преподнесли даже торт! Это было по-своему неожиданно, ведь здесь, в Ставрополе, исполнители не слишком избалованы подобными знаками внимания. Не отсюда ли первоначальная неуверенность в себе, с которой Ирина ехала на конкурс? А вот ее спутница говорит иначе:

- Я всегда вожу с собой «в ранце маршальский жезл» и стремлюсь заразить этим настроением и Иру! Уверенность исполнителя ведь и слушателям передается, сказывается на всей атмосфере, а значит, работает на успех.

И в ходе конкурса, и тем более после оглашения итогов многие члены жюри дружно говорили ставропольчанкам: вы обязательно должны больше выступать, больше ездить. Приглашали в Москву. Но речь шла и о Европе, где сегодня так велик интерес к российским исполнителям. Слышать это было, естественно, приятно, только вот на какие опять-таки средства ехать? Мои собеседницы до сих пор как кошмарный сон вспоминают поиск спонсоров перед поездкой во Владимир... Одно выступление в Москве у них все же запланировано - они приглашены участвовать в праздничном концерте 23 февраля в Доме актера, а канал «Культура» заказал видеозапись их программы для показа по телевидению. И даже это осуществить непросто на, мягко говоря, скромную зарплату солиста филармонии. Хотелось бы также показать эту – победную – программу и в родном Ставрополе.

Помнится, отправляли И. Белую на конкурс с опаской: как бы не переманили нашу новую примадонну (Ирина, хоть и ставропольчанка, работает в Ставрополе меньше года) в более привлекательные города. И такие попытки, признается Ирина, были. Но, добавляет она дальше, ставропольские корни уже не отпускают. А вот участвовать в конкурсах еще хочется. Так, в мае будущего года намечается еще один, теперь уже международный, и наши исполнительницы туда приглашены. А еще лучше, если бы какой-то свой конкурс появился и у нас в Ставрополе.

- Это очень интересно и нужно, особенно для молодых музыкантов и певцов, ведь конкурс – это школа, - уверена Н. Пушканцер. – Конкурс всегда подстегивает, стимулирует, дает возможность сравнить себя с другими, дает толчок к раздумьям, к самообразованию.

- Но для организации своего конкурса нужна солидная финансовая поддержка, - добавляет И. Белая. – Пример владимирского губернатора говорит о многом, потому что его помощь и влияние играют огромную роль, в этом мы убедились сами. А творческих сил у нас не меньше, есть хороший симфонический оркестр, есть залы, где можно принимать гостей…

И есть кое-какой опыт этой работы, если вспомнить ставший традиционным Всероссийский Сафоновский конкурс юных исполнителей на Кавмиводах. А нельзя разве расширить круг его участников и взрослыми солистами? Еще лучше было бы сделать отдельный конкурс либо в Ставрополе, либо в привлекательном для приезжих курортном регионе. Но в любом случае должна быть заинтересованность власть имущих и деньги имущих. Правда, во Владимире коллеги порой спрашивали: а какая там у вас на Кавказе обстановка? Не опасно ли? На что ставропольчанки отвечали просто, однако с выраженным подтекстом: мы – поем, вот такая у нас обстановка!

- Конечно, нам бы и впредь хотелось посылать своих исполнителей на такие конкурсы, - говорит директор филармонии Валентина Куникина. – Ведь они прославили наш край на всю Россию! Ставрополье может ими гордиться.

Сегодня победительницы продолжают свою работу по программе филармонии, репетируют и сами, и с оркестром. Думают и над новым репертуаром. Мечтают о будущем. В том числе и о том, чтобы имя города Ставрополя чаще звучало на самых престижных культурных акциях и в стране, и в мире. Звучало в полную силу и запоминалось надолго. Как волшебный голос Ирины Белой, покорившей и древний Владимир своим коронным номером – алябьевским «Соловьем», который она исполнила уже после конкурса, на за-ключительном концерте лауреатов. Так в России узнали, что и в Ставрополе есть свои соловьи.