Наталья Бондарчук: "Лучше России страны нет"
Отчество «Сергеевна» она получила от своего знаменитого отца Сергея Бондарчука, поставившего великую киноэпопею «Война и мир» и сыгравшего, по-моему, великую роль Солдата в фильме «Судьба человека». Не менее знаменита и мама – Инна Макарова, великолепная Любка Шевцова из легендарной «Молодой гвардии». Кажется, у таких родителей ребенок просто обязан им чем-то «соответствовать». Наталья Бондарчук не просто соответствует, она реализует свои замечательные гены «сама по себе». Идет своим путем в искусстве. Получив огромную известность после фильмов «Солярис» Тарковского и «Звезда пленительного счастья» Мотыля, сыграв еще немало удачных ролей в кино, сегодня она много внимания и сил отдает своему детскому театру «Бемби», работает и как постановщик, снимая фильмы о наших великих поэтах – Пушкине, Тютчеве… И находит время для большой общественной деятельности.
Вот лишь некоторые фрагменты исповеди актрисы, женщины, режиссера, педагога (и это все – о ней!).
- У меня дочь вашего возраста, - так начала Н. Бондарчук беседу с молодыми. – Ей семнадцать лет, она поступила в ГИТИС на актерский факультет, отделение эстрады. Что тут скажешь! – следует выразительный материнский вздох. - Мой старший сын – композитор, написал музыку ко многим детским спектаклям. В том числе и для моего детского профессионального театра «Бемби», где играют даже трех-шестилетние «артисты»… Поэтому к юношеству я неравнодушна. Сама дважды заканчивала институт кинематографии, сначала как актриса, потом как режиссер, и даже преподавала там вместе со своим учителем Сергеем Аполлинариевичем Герасимовым. Помню, мы с Натальей Аринбасаровой студентками играли что-то из «Марии Тюдор», старались, плакали вот такими слезами(!), думали потрясти нашего педагога. А Сергей Аполлинариевич сказал: «Что это за безобразие вы играете? Откуда вы можете знать те характеры? Вы знаете, какой была королева?.. Ну-ка объясните, зачем вы это играете?».
Задумайтесь и вы над этим словом - «зачем?». За ним стоит все! Играете ли вы только для того, чтобы развлечь, посмешить зрительный зал, или вы вообще просто хотите хорошо выглядеть перед публикой, среди которой сидят ваши друзья и знакомые?..
Как киноактрису, ее с юности приучали играть очень близко к зрителю, без какого бы то ни было грима, чтобы не было ничего наносного, только естественное. Ждала своей первой роли с нетерпением. И вот юной первокурснице говорит однажды Николай Губенко: «Я к тебе присматриваюсь, у тебя хорошие глаза… Я написал для тебя сценарий, будешь играть… 42-летнюю женщину с двумя детьми и мужем алкоголиком!» И сыграла, и даже услышала похвалу Герасимова. А тут уже Сергей Никоненко предлагает сыграть в классике, кого бы вы думали? – Коробочку! И чтоб опять же никакого грима! «Ты и так на нее похожа!». Так и пошло – предлагали ей одних старушек… И только в конце второго курса довелось сыграть мадам Реналь из «Красного и черного».
Зритель постарше, конечно же, помнит эту замечательную телевизионную версию романа Стендаля, где молодые Н. Бондарчук и Н. Еременко были поистине великолепны. Сегодня молодежь, увы, классику знает намного хуже, хотя это не вина, а беда молодежи. Поколение Бондарчук выросло и воспитано на классике – Достоевский, Чехов, Тургенев, Толстой…
- Мы играли все, кроме контрреволюции и порнографии, - шутит актриса. – А сегодня это как раз то, к чему скатился наш кинематограф, да и театр… Что сегодня актер несет со сцены? Дорогие мои, отвечать за это будет каждый! Каждый ответит за каждое слово лжи. За каждую фальшивую фразу. Есть ответственность художника за созданный образ. Ученые доказали: мысль материальна. И вот художник – притом замечательный художник! – создает вампира, и вокруг этого образа уже возникает свое поле. А потом актер несет этот образ миллионам зрителей. Вы думаете, этот образ не будет влиять на нашу жизнь? Обязательно! Он отразится в убийствах, в разврате, в скоплении чудовищ, видимых и невидимых. И за это надо отвечать. Гениальный Михаил Чехов рассказывал, как он «общался» с каждым своим новым сценическим образом, узнавал его, и это не шизофрения. Образ – реален. Если актер почувствовал образ, совпал с ним, тогда и начинается творчество. Другой великий актер Качалов однажды так сыграл паузу, что, когда он начал медленно вставать со стула, за ним поднялся весь зрительный зал!
Россия наша всегда была полна героического начала, уверена Н. Бондарчук. Вспомните Ермолова – человек-легенда. Но мы никогда его не видели, например, на пленке. А легенда живет. Потому что народ почувствовал высоту образа. А какими потрясениями живем мы сейчас? Потрясениями от пошлятины, от матерных слов, от игр «голубых» и «зеленых»?.. Конечно, нет. Зритель по-прежнему ждет правды характера. А потому какой бы режиссер чего-то вам ни навязывал, остерегитесь играть мерзость! Ведь это и на вашей судьбе отразится. Американский режиссер Полански известен своими фильмами о дьяволе, так его жену, актрису, сыгравшую главную роль в «Ребенке Розмари», жестоко убили сектанты. А ему все мало! Можно представить, какую он получит, как на Востоке говорят, карму…
- Вы молодые и совершенно свободные художники, - обращается к молодым актерам Н. Бондарчук. – Но время сегодня жестокое. Время пенное и заразное. Не заразите свою душу! Помните пушкинское: «И чувства добрые я лирой пробуждал…». Доброе пробуждать нужно. Посмотрите, как детский зритель непосредственно реагирует на столкновение добра и зла в сказочном спектакле. Помните о восприимчивом зрителе. Не поддавайтесь на легкое. Пусть в вашей работе будут только такие образы, которые по-доброму коснутся души зрителя. Зритель до сих пор помнит роли моей мамы в «Высоте», «Дорогом моем человеке», «Женщинах», «Молодой гвардии». Актер должен остаться в памяти народа. Иначе это называется лицедейством в худшем виде, кстати, запрещаемом церковью. Или вы творите добро, или льете воду на мельницу золотого тельца, пропаганды насилия, жестокости. К сожалению, на сегодняшнем телевидении все каналы заполнены только этим. Люди набивают себе карманы и думают, что это все унесут «туда»… Они унесут «туда» свои пораненные души. А за ними будут страдать целые поколения людей, которым это придется расхлебывать. Вот почему важна миссия художника. Разве не за этим вы пришли на сцену? Несите людям прекрасное.
Сейчас Н. Бондарчук выпускает книгу об Андрее Тарковском, режиссере, сделавшем целую эпоху в нашем кино. С его фильмом «Солярис» актриса проехала по сорока странам мира – успех везде был полный. Кстати, недавний американский вариант «Соляриса» называет всего лишь слабым подражанием. Объясняет это недостаточностью американской культуры, ее эклектичностью. И сами американцы – умнейшие из них – прекрасно отдают себе в этом отчет и учатся у русской культуры. Разумеется, есть и большой американский кинематограф. Но нам-то телевидение дает иное! Эти вечные монстры по всем программам… За Пушкинскую неделю, например, было показано по всем нашим каналам 132 американских фильма. Понятно, каких. И так – практически каждую неделю. Отечественная культура сегодня разрушается на наших глазах, у детей почти нет возможности посмотреть на экране прекрасное и вечное, лишь иногда чудом пробиваются в телепрограммы старые добрые картины вроде «Золушки» или «Детей капитана Гранта». Получается, что «мы все сейчас словно на фронте», каждый на своем участке по мере сил пытается сопротивляться этому разрушению. Так и Н. Бондарчук несет свой крест, как она говорит, снимая фильмы о великих поэтах России. И чем сердечнее будет наше слово, считает она, тем сильнее оно будет направлено против этого окружения духовной тьмы!
Но вот в чем еще уверена актриса: надо уметь все-таки радоваться каждому дню, не завидовать никому, никаким богатым, якобы процветающим государствам. У них тоже есть свои беды и проблемы. Наталья Бондарчук за свою большую творческую биографию успела побывать в сорока странах мира и при том считает, что лучше России страны нет!
Надо было видеть, как слушали ее молодые ставропольские парни и девчата, готовящиеся вступить на путь служения театру. Они имели возможность убедиться, что в нашей культуре, при всей мрачности ее нынешнего положения, еще есть люди сколь одаренные, столь же и неравнодушные сердцем… В эти дни Н. Бондарчук продолжает работу над фильмом о Пушкине и одновременно подбирает материалы к фильму о Лермонтове. Толчком к последнему в немалой степени послужило ее участие в юбилейном Лермонтовском празднике поэзии, проходившем недавно в Пятигорске.