Как свергнуть «царя»
Это письмо к нам пришло из села Старомарьевка Грачевского района: «Пишут вам бывшие крестьяне совхоза «Старомарьевский», ныне не существующего ни в каком виде. Работает у нас инвестор - продовольственная компания «Дон». У людей нет работы, а ведь раньше село держалось за счет совхоза. Не видим дивидендов за имущественные паи. Обидно, что кидают нас, колхозников, кругом и везде».
Мы живем во времена, когда отстаивать и защищать свои права приходится самим. Такого мнения придерживаются и юристы министерства сельского хозяйства СК. При серьезном нарушении арендатором условий договора аренды земли, о котором, видимо, речь и идет в этом письме, и порядка уплаты арендной платы вы вправе требовать досрочного расторжения договора, но только после направления арендатору письменного предупреждения – напоминания о необходимости исполнения обещанного в договоре в определенный срок. Расторгнуть же договор можно только в судебном порядке.
Если же он не зарегистрирован вовсе, пайщик тоже имеет право обратиться в судебные органы, правда, за исключением случаев, когда договор заключен на срок менее одного года. Такой «огрех» закон называет «неосновательным обогащением». Это и есть та самая арендная плата, которую вы в глаза не видели, но хотите восстановить справедливость, вернув свое.
Справедливости требуют и работники СПК колхоза им. Чапаева Шпаковского района. «Мы обеспокоены сложившимся положением дел в нашем хозяйстве, - говорится в письме, - хорошо бы проанализировать хозяйственную и финансовую деятельность бывшего председателя сельхозпредприятия В. Горбачева за его пять лет работы. У нас вызывают сомнения кредиты на 14 миллионов рублей, которые были взяты под большие проценты. Более того, оказалось, что лично у него находится в аренде земля - более 200 гектаров. Ранее эти земли были в пользовании у колхоза им. Чапаева. Видимо, воспользовавшись служебным положением, Горбачев и оформил этот участок в аренду. Хотя земля обрабатывалась колхозной техникой, засевалась колхозными семенами, и в результате он получил весь собранный урожай».
По этому факту министерством сельского хозяйства СК была проведена специальная проверка. В результате вся земля, находившаяся у В. Горбачева, передана в пользование СПК колхоза им. Чапаева. Отметим, что органы государственной власти не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность СПК. Вместе с тем в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» председатель может возместить убытки, причиненные кооперативу, но только на основании судебного решения. Соответствующее заявление в суд должны подать сами работники или пайщики сельхозпредприятия.
«Безысходность нашего положения заставляет нас обратиться к вам за помощью, - это строки следующего коллективного письма, авторы которого жители села Казгулак Туркменского района. – До недавнего времени наше хозяйство было одним из лучших в районе. Сегодня создается такое впечатление, что самоотверженный труд наших земляков все эти десятилетия на благо родного хозяйства был напрасен. К сожалению, былое богатство колхоза растянуто по закоулочкам. Недавно СПК «Первое мая» стало банкротом. Конкурсным управляющим распродаются помещения, техника, оборудование. Многие задаются вопросом, а не является ли банкротство СПК преднамеренным? На первом собрании, когда было учреждено новое предприятие ООО «Казгулакское», генеральный директор Ю. Падалка пообещал, что заработная плата будет выдаваться регулярно. На самом деле его слова далеки от истины. Часть зарплаты еще не выплачена. Вера потеряна ко всем, одна надежда - на вашу помощь».
Действительно, СПК «Первое мая», как и многие другие сельхозпредприятия края, постигла печальная участь: решением арбитражного суда Ставропольского края он был признан несостоятельным, и в отношении него было введено конкурсное производство, целью которого является продажа всего имущества должника для соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» определено, что требования кредиторов удовлетворяются в порядке очереди. Под вторую как раз подпадают расчеты по выплате выходных пособий и оплате работников хозяйства. Увы, но, судя по всему, ждать людям зарплаты за все это время придется очень долго, ибо имущества хозяйства, оцененного в 6,5 млн. руб., не хватает для погашения долга кредиторам первой очереди (а это около 12 млн. руб.), не говоря о второй.
При задержке же зарплаты свыше 15 дней в обычном хозяйстве-небанкроте, работник вправе написать заявление о прекращении выполнения им трудовых обязанностей. С этого момента он вправе обратиться в суд для взыскания заработной платы и процентов. Это денежная компенсация, размер которой не ниже одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка России от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки. Можно также потребовать возмещения морального вреда. Денег за это никто не возьмет: госпошлина в данном случае не платится.
В нашей редакционной почте немало писем от возмущенных читателей, которые просят «избавить их от нерадивых руководителей хозяйств, объявивших себя эдакими царьками». Такие сигналы мы получили из сельхозпредприятий Буденновского, Петровского, Ипатовского и других районов края. В минсельхоз тоже поступают подобные жалобы. Изменить сложившуюся ситуацию могут и сами работники. В соответствии с федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» решение вопросов о выборе председателя и снятии его с должности относится к исключительной компетенции общего собрания членов сельскохозяйственного производственного кооператива или общего собрания уполномоченных членов СПК. При этом общее собрание членов кооператива должно быть созвано в том случае, если одна десятая членов кооператива, имеющих право голоса, в подписанном ими заявлении (с указанием цели и оснований) потребует его созыва. Обязанность по созыву общего собрания осуществляет правление кооператива, а в случае приостановления его полномочий - наблюдательный совет СПК.
Инициативной группе необходимо собрать кворум голосов для обращения в правление СПК с требованием о проведении внеочередного общего собрания членов СПК или внеочередного собрания уполномоченных членов СПК с повесткой о прекращении полномочий действующего председателя. Статьей 28 вышеупомянутого закона предусмотрена ответственность членов правления СПК за убытки, причиненные кооперативу вследствие недобросовестного исполнения ими своих обязанностей. При этом причинители вреда несут солидарную ответственность.