Нескучная школа
И значат ли что-нибудь в такой жизни чувства?
Исходя из вышесказанного, урок внеклассного чтения по произведениям Андерсена в Ставропольском общеобразовательном лицее № 17 учительницы Татьяны Гриневой вызвал у меня глубокое уважение и к педагогу, и к школе. Дети читали сказочные истории о елочке, которая не умела радоваться ни своей красоте и молодости, ни родному лесу, и о ромашке: ее «ничуть не заботило, что она такой бедненький, простенький цветочек, она была довольна всем, жадно тянулась к солнцу, любовалась им…». Ребята говорили о гордыне и кротости, о зависти и благодарности, о том, как может сложиться жизнь – не только сказочных героев – в зависимости от умения или неумения быть терпимыми, радоваться тому, что есть… Собственно, они на уроке с помощью учительницы пришли к некоторым мыслям, изложенным в классической работе «Зависть и благодарность» известного европейского психолога прошлого века Мелани Кляйн, хотя, думаю, Татьяна Гринева вряд ли ее статью читала…
Беседуя после с директором лицея Людмилой Гончаровой, с ее заместителями Ириной Куслей, Галиной Брескаленко, с руководителем инновационной лаборатории Элеонорой Леоновой, я составила мнение, что под конкурентоспособностью детей в дальнейшей жизни здесь понимают их душевную устойчивость, умение принимать мир и себя в нем, брать на себя посильную ношу.
Одним словом, проектировать свою жизнь не только как череду поступков, но и на уровне чувств и отношений.
* * *
17-й лицей – инновационная школа. Еще в середине восьмидесятых, когда в образовании стало возможно экспериментировать, разрабатывать авторские программы, коллектив обратился к идее развивающего обучения. Осваивали методы новаторов Амонашвили, Шаталова, Лысенковой, Эльконина, Давыдова. В Ставрополь, на родину первого президента СССР Михаила Горбачева, тогда с удовольствием и любопытством приезжали известные люди – экономисты, философы, педагоги. Учителя ходили на их выступления, много читали, спорили. Образовалось содружество приверженцев новой педагогики – в городе, в лицее. Свежие, не похожие на прежние учебники сами привозили из Москвы, писали на них рецензии, брали в работу.
Рассказывать подробно о принципах развивающего обучения – пожалуй, перегружать читателя специальной терминологией. Скажу о самом важном: чтобы ребенку хотелось развивать свои способности, добывать знания самому, ему в школе прежде всего нужно создать атмосферу защищенности. Невозможны агрессивное давление, неуважение, невнимание даже к самому маленькому человечку. Только при этом условии он захочет реализовать заложенную в каждом ребенке любознательность, желание познавать.
Но чтобы так относиться к своим ученикам, свободу, уважение, чувство собственного достоинства должен ощутить и учитель.
По общему мнению, эта атмосфера возникла в школе в конце восьмидесятых при директоре Л. Гончаровой. Ее на должность выбирали – и не ошиблись. Людмила Семеновна – человек открытый новому, откликающийся на инициативу учителей. Предпочитает именно откликаться, а не навязывать ее сверху, кадры растит внимательно и бережно. Например, сегодняшний «первый» заместитель директора Мария Романова, человек среди коллег и учеников исключительно авторитетный и уважаемый, в те годы была молодой учительницей начальных классов...
Школа (в то время уже лицей) преобразилась. Людмила Бондаренко разработала и стала преподавать курс мировой художественной культуры, включая и непривычную тогда на уроках историю христианства. (Помню, как сын моих друзей, ее ученик, взахлеб читал «Новый Завет»). Группа педагогов – биолог Ирина Долженко, филолог Ирина Кусля и физик Светлана Бородина - создала систему интегрированных уроков. На некоторые, например, «Жизнь и смерть – этические и биологические проблемы ХХ века» собирались коллеги со всего Ставрополя.
Открыли лицейский театр, музей декоративно-прикладного искусства…
Как-то сама собой организовалась инновационная лаборатория по развивающему обучению, в которую вошли учителя и начальной школы, и среднего, и старшего звена. Ее руководитель Э. Леонова в разговоре со мной сказала, что инновации с самого начала давали развитие коллективу детей и педагогов. А еще учителя, думается мне, спасались и спасаются творчеством от уныния, безденежья и чиновничьего рвения, подтачивающих современную школу…
* * *
В 2002 году лицей № 17 стал федеральной экспериментальной площадкой. Название эксперимента – «Формирование толерантной личности в условиях поликультурной образовательной среды» (научный руководитель, доктор педнаук, профессор В. Гуров). Цель – воспитание в детях открытости, уважения к другим, признания культурного, этнического, идейного многообразия мира. Новый век выдвинул эту задачу как одну из важнейших.
Фактически утверждение учебного заведения в качестве ФЭП стало лишь констатацией давно ведущейся в лицее работы. В конце 90-х он стал школой открытого типа, сотрудничающей и с представительством Верховного комиссара ООН на Северном Кавказе, и с различными городскими и краевыми центрами: правозащитным молодежным «Альтер-Вита»; стратегии гражданского развития; НАН («Нет алкоголю и наркотикам»), а также с фондом «Мать и дитя», театром «Гармония».
Новые люди пришли к школьникам, принеся опыт, взгляды, в чем-то отличные от опыта и взглядов учителей и родителей ребят. Никто этого не испугался и ничему это не помешало. Напротив, обогатило мир детей, педагогов. Кое-кто из новых знакомых стал в лицее своим – как, например, психологи-волонтеры Станислав Иванов и Виктория Страхова.
Возник дискуссионный клуб старшеклассников «XXI век». Каждую дискуссию разрабатывает так называемая проектная группа школьников. Цель – не только зажечь аудиторию, но и научиться всем вместе толерантности, терпимости по отношению к идейному оппоненту, умению услышать мнение другого.
Запомнилась дискуссия по книге Юрия Щербака о Чернобыле. Тему сформулировали так: «Научный прогресс: триумф или трагедия». Стороны условно разделились на «технарей» и «гуманитариев». Вначале каждая говорила об ответственности других в случившемся, но затем ее, ответственность, согласились разделить, принять сообща.
Когда я побывала в лицее, там как раз рождался план будущих дискуссий. Предлагалась тема: «До аттестата зрелости восемь месяцев: пожалуйте в песочницу, господа!» Или: «Диктатура безумия: информационный иммунитет». Про информационный иммунитет мне было понятно, а про песочницу объяснили, что говорить собираются о проблеме взращивания в обществе поколений инфантильных потребителей…
Работают с ребятами и конфликтологи: учат конструктивно преобразовывать конфликтные ситуации. Тема толерантности, поликультурности звучит на уроках. В учебном заведении, которое посещают дети почти сорока национальностей, это очень важно.
Участвуя в конкурсе «Толерантность в образовании и воспитании» управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и издательского дома «Первое сентября», ставропольский общеобразовательный лицей № 17 занял второе место в России. Есть у школы еще много различных дипломов, лауреатами всяческих конкурсов являются и многие учителя, большинство из которых имеют научные публикации.
К сожалению, федеральную программу по толерантности по непонятным причинам приостановили, перестали финансировать. Но лицей стал работать в рамках краевого эксперимента.
* * *
Как и все общеобразовательные учреждения Ставрополя, лицей № 17 готовится к переходу на предпрофильное и профильное обучение. Профильные классы набирают давно: физико-математический, экологический, гуманитарный, класс информатики. К предпрофильной подготовке подошли по-своему, связали ее с так называемым «проектным мышлением жизни». Много психологии, много экологии в широком смысле: экология социума, культуры, души. Дети учатся выстраивать программу своего предполагаемого будущего через познание себя, своих возможностей. На самом деле, это задача сложная: не занизить свои возможности и способности, но и не завысить их. Взять на себя ровно столько нагрузки, сколько можешь нести. Новая программа называется: «Мир природы – мир души».
Не знаю, числится ли Ставропольский лицей № 17 среди «элитарных» школ. Знаю только, что с каждым годом в его старшие классы приходит все больше ребят из других районов города. Думаю, что так будет и в дальнейшем.