00:00, 10 ноября 2004 года

Каждый пятый ребенок - болен

Это были незабываемые годы учебы и практики, которые определили дальнейший путь развития и совершенствования этой медицинской специальности в крае.

В то время детская ортопедия в России только начала выделяться в самостоятельную дисциплину. В крае было нетронутое поле тяжелейшей врожденной патологии. Работать приходилось много. Осваивали новейшие операции отечественной и зарубежной практики. Мы учились, ошибались, снова учились, пока не пришла уверенность в своих знаниях, в диагностике и оперативной технике.

Тридцатилетняя практика принесла свои плоды. И хотя сегодня детских врожденных заболеваний не стало меньше, но качественный уровень их диагностики и лечения значительно вырос.

В основе детских врожденных заболеваний лежит эмбриональное недоразвитие тканей организма, которое определяет нарушение их структуры и, как следствие, - функции.

Эти заболевания хорошо лечатся только на первом году жизни ребенка, потому ранняя диагностика имеет определяющее значение. Мы очень благодарны педиатрам края, которые знают и умеют диагностировать детские врожденные заболевания.

Еще 10-15 лет назад мы делали 50-60 реконструктивно-восстановительных операций в год на тазобедренном суставе. За последние четыре года в отделении проведено всего три таких операции. Причем, пациентами были дети не из края, а из других регионов. Это говорит о том, что на Ставрополье диагностика и лечение врожденной патологии достигла европейского уровня.

В отделении работают врачи высшей категории – М. Мириджанян и Р. Алиев. Щедро делится с молодыми врачами своим богатым опытом доцент Ю. Панфилова. Перед нами не стоит вопрос, как сделать ту или иную операцию. Мы смотрим глубже: зачем ее делать, какой результат следует ожидать сегодня и через много лет? Я как заведующий отделением спокойно могу доверить им самое сложное с полной уверенностью, что все будет выполнено профессионально.

Поэтому у нас нет осложнений, снижающих результативность лечения, нет детской смертности.

За 30 лет вылечено около 45 тысяч детей, выполнено более 25 тысяч операций. Наши помощницы – медсестры высшей категории Л. Бобкова, В. Писаренко, В. Позднеева и другие работают почти с первых дней открытия отделения. Мы искренне благодарны им, любим их и ценим. Ушел на заслуженный отдых бывший зав. отделением Е. Новиков, уже нет с нами врача С. Крыловой, прекрасной операционной сестры, В. Чужмаковой.

На клинической базе отделения работает кафедра детской хирургии Ставропольской госмедакадемии, где проводится подготовка будущих педиатров. Делают первые профессиональные шаги врачи-интерны, клинические ординаторы, аспиранты. Недавно прошла блестящая защита кандидатской диссертации аспиранта С. Егоровой. Эта работа признана лучшей в Южном федеральном округе. Она экспериментально обосновала новое направление в лечении болезни Пертеса. В этом году мы приступаем к клинической апробации работы. Ожидаем, что болезнь Пертеса будет вылечена не за 3-4 года, а за 2-3 месяца.

Наши аспиранты и соискатели ученого звания работают над проблемами лечения косолапости, сколиоза, детской доброкачественной онкологии, детской и юношеской формы остеохондроза позвоночника, исследуют распространенность детской врожденной патологии в зависимости от состоянии экологии. Все научно-исследовательские работы имеют практическую значимость.

Мы разработали новый концептуальный подход к решению проблемы тяжелого сколиоза. Получили убедительные результаты лечения, защитили науку на самом высоком академическом форуме страны. В 90-х годах в крае практически не стало тяжелого сколиоза, всех детей мы оперировали вовремя с прекрасными результатами лечения, которых еще нет не только в отечественной, но и в мировой ортопедической практике. Но вот парадокс: сейчас нам не разрешают лечить сколиоз, потому что у нас нет лицензии Минздрава России. При этом патент России на проведение этих операций принадлежит нам. Возникает вопрос: кто кому должен выдать лицензию? Бюрократическая неразбериха мешает делу.

Это одна сторона вопроса. Другая, более существенная, состоит в том, что эти операции очень дорогие. Детская краевая больница не в состоянии финансировать лечение детей, больных сколиозом, а потребность большая. Сегодня более 100 ребятишек в крае нуждаются в хирургическом лечении сколиоза.

За прошедшие 30 лет детская ортопедия сделала многое, но еще больше предстоит сделать. Приоритет оказания помощи детям края несколько видоизменился. По данным статистики, у нас насчитывается более 100 тысяч детей с нарушением осанки, легким сколиозом, детской и юношеской формой остеохондроза позвоночника. В эти данные еще не включены дети с патологией стоп, последствиями остеомиелита, травмами.

Цифра угрожающая. Практически каждый пятый ребенок в крае болен. При этом 90 процентов заболеваний связаны с нарушением регуляции центральной нервной системы.

Беда этих детей в том, что у них нет высокой температуры, изматывающих болей, они не желтеют и не покрываются сыпью (а потому их не включают в число тяжело больных и не занимаются серьезно их лечением. Они только чуть-чуть искривлены, немного сутулятся, как-то не так ходят. У этих ребятишек нередко бывают головные боли, головокружения, боли в позвоночнике, которые проходят без лечения. Они недостаточно хорошо учатся, потому что заниматься им трудно – постоянно тяжелая голова вследствие нарушения мозгового кровоснабжения. А вырастая, эти дети становятся потенциальными пациентами с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы и др.

Да, в крае хорошо развита служба физиотерапевтических и физкультурных кабинетов, здоровьесберегающих технологий в школе, есть президентская программа оздоровления детей. Но все эти меры, к сожалению, малоэффективны. Мне доводилось участвовать в проверке некоторых оздоровительных детских лагерей и санаториев. Там случайный подбор специалистов, которые далеко не ортопеды. В лучшем случае дети получают пятиминутный массаж и под руководством медсестры что-то, похожее на комплекс лечебной физкультуры. В санаториях тоже нет детских ортопедов. Их нет и в физкультурном диспансере.

В Москве, С.-Петербурге, Краснодарском крае и во многих других регионах работают детские ортопедические клиники, где детьми занимаются специалисты. Сегодня разработаны прекрасные, не опасные для жизни технологии компьютерной диагностики, игровые методы лечения. Как сопутствующие, решаются вопросы офтальмологии, ЛОР-заболеваний и др. Я ставил вопрос о создании такой клиники перед минздравом СК, правительством края еще в 1990 году. Ответ один – нет денег. Но ведь дети – это наше будущее, это, если хотите, наша достойная старость.

Есть очень простая истина. Единственной ценностью в этой жизни является сама жизнь. Главной составляющей развития служит интеллект личности, общества. А если носитель этого интеллекта с детства болен, о каком будущем можно говорить?

Владимир ПОЖАРСКИЙ