Груз ответственности мы несем вместе
- Александр Георгиевич, с какими итогами встречаете вы и ваш коллектив День российской милиции?
- Давайте я начну не с обязательных цифр, а немного по-другому. Вы видите – на крыше нашего здания государственный флаг, чего не было в прошлом году. Приведен в порядок мемориальный комплекс, установленный в память погибших ставропольских милиционеров. В канун праздника мы разрезали ленточки на здании главного следственного управления, в нашем автохозяйстве. Сдано в эксплуатацию новое здание УВД Минераловодского района. Сегодня на площади Ленина краевого центра вручаем ключи от новых автомобилей сотрудникам патрульно-постовой службы. Новоселье празднует и штабное подразделение ГУВД. То есть мы сделали все возможное, чтобы на рабочих местах, где наши сотрудники проводят всю сознательную жизнь, было хорошо и уютно. Чтобы личный состав работал в условиях, соответствующих тем задачам, которые он решает. Не забываем мы и о наших клиентах. По последнему слову техники оснащены вытрезвители в краевом центре и Невинномысске. И вообще, в нынешнем году было много новостей. Сданы в эксплуатацию здания ГАИ и РЭО в Невинномысске и Георгиевске, здание батальона ДПС в Невинномысске. И это далеко не все. Продолжается строительство девятиэтажного дома для сотрудников милиции и комплекса ОМОНа. Строим мы и здания милиции в Красногвардейском районе и Железноводске. Наши больница и поликлиника сегодня – среди лучших объектов здравоохранения края. Очень бы хотелось продолжить и строительство второй очереди здания ГУВД. Архитекторы уже готовят проект.
- Хорошие и смелые у вас планы. Как мне кажется, сейчас строительство не особо в милицейской моде. Все ссылаются на нехватку времени, средств. Как вам это удается?
- Благодаря поддержке ряда компаний, банков, людей. Потому что жить только сегодняшним днем, решая сиюминутные задачи, на мой взгляд, неправильно. Нельзя делать из людей роботов, нужно еще и решать их социальные проблемы: оснащать рабочие места, строить жилье.
- Коль вы заговорили, как сейчас принято говорить, о социальном блоке, давайте вспомним об инициативах ставропольских милиционеров – шефстве над ребятишками. Оно продолжается?
- Конечно. В Наурском районе Чеченской Республики, где несет службу наш отряд патрульно-постовой службы, по-прежнему под нашей опекой находится детский сад «Солнышко» села Новотроицкого. Не остаются без внимания и наши «крестники» – воспитанники детского дома села Большая Джалга Ипатовского района. Перед праздником поздравили и тех, и других.
- Понятно, что сегодня по традиции вспомнят и тех, кто погиб, защищая Ставрополье от бандитов, и тех, кто был убит в схватке с преступниками. Знаю, что несколько лет назад была создана Ассоциация семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей. Как обстоят дела у нее?
- При ассоциации создан фонд, на счету которого немало славных дел. Именно на средства фонда ребята из семей погибших ежегодно отдыхают на Черноморском побережье. Есть стипендии фонда, несколько раз в году проводятся детские праздники. Восьмого марта всегда собираются вдовы наших коллег. Многие из них, кстати, пошли по следам своих погибших мужей – мы их взяли на работу.
- Вот к ней и вернемся. С какими достижениями в профессиональном плане встречают праздник ставропольские милиционеры?
- Не открою тайны: криминогенная обстановка в крае продолжает оставаться сложной. С начала года совершено уже более 33 тысяч преступлений - рост более чем на шесть процентов. Если говорить о структуре преступности, то она мало изменилась. Радует то, что более чем на 17 процентов стало меньше тяжких и особо тяжких преступлений: убийств, разбойных нападений. Но больше зарегистрировано грабежей, краж скота. Повысилась раскрываемость. Наше ГУВД – одно из лучших в России. Оно занимает 11-е место среди субъектов Федерации.
По-прежнему особое внимание мы уделяли борьбе с терроризмом и экстремизмом. Практически не осталось нераскрытых терактов, повлекших гибель людей.
На случай осложнения оперативной обстановки на сопредельных территориях Северо-Кавказского региона из числа сотрудников ОВД края созданы отряды быстрого реагирования. В течение 1996-2004 годов на территории восточных районов края действовала банда, состоящая из лиц ногайской национальности численностью до 30 человек, включая пособников-приверженцев ваххабизма. Лидерами банды были мулла села Каясула Муртазали Заракаев и мулла села Тукуй-Мектеб Батырбек Бекиев. Члены банды только на территории Нефтекумского района за эти годы совершили 14 тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе 10 нападений на сотрудников милиции. В результате принятых мер при взаимодействии с ОВД Дагестана, Чеченской Республики основные лидеры и члены банды были привлечены к уголовной ответственности и ликвидированы. Вы знаете, недавно они осуждены на большие сроки лишения свободы.
В местах массового пребывания граждан, а также на объектах особой важности и жизнеобеспечения для осуществления мероприятий по охране общественного порядка и общественной безопасности ежесуточно вместе с милиционерами дежурят около ста военнослужащих подразделений внутренних войск, дислоцированных на территории края.
В августе нынешнего года разработан и утвержден совместный с УФСБ по Ставропольскому краю план по проведению оперативно-разыскных и проверочных мероприятий в отношении юридических и физических лиц, подозреваемых в оказании финансовой и иной помощи террористическим, экстремистским и радикальным организациям, действующим в Чеченской Республике и у нас в крае. Установлен круг коммерческих структур, негласный контроль за деятельностью которых осуществляют лица чеченской и ингушской национальности. Всего на территории Ставрополья действует 18 таких предприятий, проводятся их проверки на предмет возможного оказания помощи НВФ.
- Александр Георгиевич, давно известно, что криминал криминалу рознь. Мелкого воришку не сравнить с матерым бандитом. Как идет борьба с организованной преступностью?
- На оперативном учете у нас более ста организованных преступных групп общей численностью свыше трехсот человек. Каждая пятая из таких групп имеет межрегиональные связи. Именно на их счету – «крышевание», а по сути, поборы с ряда предприятий и коммерческих структур, бандитизм, похищения людей, убийства, разбои, оружейный бизнес, наркоторговля. Но со всем этим злом мы достаточно эффективно боремся.
- Вы упомянули и межрегиональные связи наших организованных и незаконопо-слушных сограждан. Понятно, куда они идут. По-прежнему неспокойная обстановка у наших воюющих соседей – в Чеченской Республике. Недавно было принято решение о восстановлении в полном объеме зоны 3-а на административной границе края и Чечни. Если вспомнить, сколько раз нас заставляли ее то формировать, то расформировать, то даже иронизировать по этому поводу не хочется. А выделены ли сейчас «на границу» хоть какие-то деньги?
- Есть приказ восстановить зону 3-а и численность личного состава в ней. Но ни одного рубля на это пока не выделено. Вновь придется охранять границу за счет собственных резервов. Хотя на эти цели, мы посчитали, нужно более 81 миллиона рублей. Так что все вопросы материально-технической базы и финансирования лягут на плечи правительства Ставропольского края. Понятно, что это для краевого бюджета непосильно. Тяжело это и для нас. Но приказ министра выполнять надо, и он будет выполнен. Без стабилизации обстановки на нашей административной границе, в самой Чеченской Республике жить нам будет сложно.
Напомню, что по-прежнему службу в самой Чеченской Республике несут два отряда ставропольских милиционеров. ОМОН дислоцируется в Грозном, отряд ППС – в Наурском районе. Много наших офицеров служат по контракту в милиции ЧР. А Наурский РОВД у нас как бы подшефный: там половина командного состава – ставропольчане. Да и возглавляет его наш земляк.
- Больной вопрос, напрямую связанный с предыдущим: миграция – законная и незаконная. С этим как?
- С этой проблемой сложно. Хотя управлением по делам миграции был осуществлен комплекс мер, направленных на повышение эффективности работы по пресечению незаконной миграции на территории края. Только оперативно-профилактических операций мы провели более десятка. В результате их был выявлен устойчивый канал нелегальной трудовой миграции. Летом наши сотрудники неоднократно выявляли граждан Узбекистана, следующих транзитом через территорию края, на автобусах из Москвы и Санкт-Петербурга в Моздок на строительство военного госпиталя. В ходе проверки было установлено, что все граждане Узбекистана не имеют регистрации в Российской Федерации. Все они были привлечены к административной ответственности и по решению судов выдворены за пределы Российской Федерации.
Всего с 1 января 2003 года на территории края выдано 54405 миграционных карт. Анализ миграционных карт, занесенных в базу данных управления по делам миграции, дал поразительные результаты. Из 54405 миграционных карт отметки о выезде есть только у 22598 иностранных граждан (42 процента). Нет отметок о выезде 31807 иностранных граждан, из них, возможно, 25500 чел. (80 процентов) находятся на территории Российской Федерации свыше 90 суток.
- То есть находятся незаконно?
- Часть из них могла выехать через другие регионы Российской Федерации. Но, уверен, далеко не все. Значительная часть «осела» у нас в крае. И проследить за этим процессом достаточно сложно в связи с тем, что до сих пор не создана сеть и единая база данных по миграционным картам, выданным во всех субъектах Российской Федерации. Именно поэтому так трудно выявить действительное число иностранных граждан, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, и каждого субъекта РФ в отдельности. Так что проблема остается.
- И как же ее решать? Или это бесперспективное направление?
- Почему же бесперспективное? Решать будем. И нашими милицейскими методами. И другими. Для того чтобы легче было служить, чтобы мы были грамотнее преступного мира и действовали профессиональнее, мы «подтянули» к главному управлению науку. В крае создан филиал научно-исследовательского института Российской Федерации. Согласно договору о творческом сотрудничестве между ГУВД СК и Ставропольским филиалом ВНИИ МВД России в процессе подготовки находится научно-исследовательская работа по теме: «Влияние незаконной миграции на преступность в Ставропольском крае». Готовятся для нас и другие научные разработки.
- Вы считаете работу ставропольских милиционеров успешной?
- Это зависит от того, что понимать под словом «успех». Я думаю, что успех деятельности моих коллег во многом складывается из поддержки нас губернатором края, главами муниципальных образований, коллегами из других правоохранительных и силовых структур. И кроме успеха, есть еще и тяжелый груз ответственности за покой и безопасность Ставрополья, который мы несем вместе. И в будни, и в праздники.