00:00, 4 ноября 2004 года

Дальше - по вертикали власти

На встрече, которая длилась более полутора часов, были затронуты самые разнообразные темы - много у журналистов накопилось вопросов к вице-спикеру в свете последних новаций на российском законодательном поле.

Но начался разговор с темы, далекой от глобальной политики: В. Катренко рассказал, как складывается ситуация с финансированием социально значимых объектов Кавминвод и Ставрополья. Уже в процессе предварительной работы над федеральным бюджетом-2005 рост финансирования Ставропольского края по линии фонда регионального развития вырос по сравнению с текущим годом на 39%. А для того, чтобы переход на финансовую компенсацию льгот из бюджета субъектов не ударил по людям, в федеральном бюджете зарезервированы финансовые ресурсы, которые позволят плавно перейти на выплату компенсаций льготникам. Самое главное, как подчеркнул В. Катренко, именно благодаря энергичному лоббированию депутатами-единороссами интересов края в проект федерального бюджета заложено финансирование строительства и реконструкции целого ряда социально значимых объектов:

- Очень часто из уст известных нам высокопоставленных краевых чиновников звучит фраза, что при наличии в Госдуме семи депутатов от «Единой России» для Ставрополья существует уникальная возможность продвигать на государственном уровне свои интересы, и этот шанс надо использовать. Так вот, официально заявляю, - сказал В. Катренко, - мы этот шанс обязательно используем! Но я хотел бы задать вопрос тем чиновникам, которые эту фразу употребляют: почему, когда десять лет назад в Госдуме РФ помимо Катренко были все представители коммунистической партии края и его руководства, этот уникальный шанс не использовался? И почему сегодня эти чиновники пытаются переложить на плечи депутатов-единороссов недостатки в работе местных органов исполнительной власти?

Он также подчеркнул, что за последнее время в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы для ЮФО - это подпрограмма ФЦП «Юг России» - финансирование региона Кавминвод, опять же силами депутатов-единороссов, удалось увеличить в шестнадцать раз.

Затем В. Катренко ознакомил журналистов со списком объектов региона КМВ, которые попали в проект федерального бюджета. Список более чем обширен: это строительство и реконструкция школ и больниц в городах и сельской местности, объектов санаторно-курортного комплекса, строительство водоводов и газификация. Как заявил В. Катренко, начинает реализовываться крупнейший проект - реконструкция взлетно-посадочной полосы Минераловодского аэропорта:

- Силами руководства партии «Единая Россия» по согласованию с Минэкономики и Минфином РФ мы начинаем реконструкцию взлетно-посадочной полосы, - сказал он. - В начале лета краевому правительству в этом было отказано, но мы сумели убедить руководство министерств.

Очень жестко ответил В. Катренко на вопрос об экологических проблемах на КМВ: планируется ли реализовывать какие-либо федеральные экологические программы в регионе и как он относится к тому, что сегодня на КМВ, в природоохранных зонах, строят дома, работают кафе и т.п.

- Мне трудно сегодня отвечать за деятельность всех этажей нашей краевой и местной власти, - подчеркнул он. - Я очень сожалею о том, что инициативы Алексея Кулаковского, которые в свое время начали реализовываться на территории КМВ, сошли на нет. Мне очень жаль, что у нас сегодня не действует, как положено, экологический комитет, не работает экологическая прокуратура, не применяются санкции и меры административного воздействия на руководителей разных предприятий, городов и районов за то, что они не заботятся об экологии. Если найдется сегодня лидер из числа руководителей, который захочет вернуть эту ситуацию в нормальное русло, я готов ему всемерно содействовать.

В той же стилистике В. Катренко ответил и на другой вопрос: как он в качестве председателя думской комиссии по проблемам Северного Кавказа относится к недавно высказанной инициативе генпрокурора РФ В. Устинова брать в заложники родственников террористов:

- У нас в комиссии присутствуют представители всех национальных субъектов ЮФО - и ни один из моих коллег не возражает против того, чтобы резко повысить ответственность пособников террористов. В том числе и их родственников. Сегодняшний настрой в Государственной Думе дает абсолютную уверенность в том, что если завтра подобная новация будет вынесена на обсуждение, подавляющим большинством голосов она будет принята. И пусть об этом знают те, кто считает необходимым помогать террористам - прямо или косвенно. Мы понимаем, что здесь тоже нужны разумные рамки, но делать это необходимо.

Поинтересовались журналисты и мнением вице-спикера по вопросу о назначении губернаторов. Не получится ли так, что назначенные люди, дабы удержаться на месте, просто будут возить «чемоданчики» в Москву, игнорируя при этом нужды региона? Будут ли назначенные губернаторы только из числа «своих», местных, или можно ожидать «варягов»?

В. Катренко на это сказал, что, по его мнению, еще во время принятия Конституции нужно было установить норму - до 2020 года губернаторов в России только назначать:

- Россия не может перенимать штампы любой, даже самой цивилизованной страны - мы уникальны сами по себе, - подчеркнул он. - Сегодня губернаторы многих регионов превратились в своего рода почетных председателей президиума - они не оказывают никакого влияния на развитие экономики. Я горячо поддерживаю эту новацию президента, но считаю, что мы должны пойти дальше и полностью отстроить вертикаль власти - главы городов и районов тоже должны назначаться. Также откровенно вам скажу: назначение руководителя из числа «не местных» порой значительно полезней для региона. Потому что у такого человека не будет неминуемых связей: как чисто человеческих - кто-то с кем-то учился, с кем-то в баню ходил, так и более сложных, криминальных. Сегодня есть субъекты, куда просто необходимо назначить человека «со стороны» - проверенного, энергичного, целеустремленного государственника. И поставить перед ним конкретные задачи. Он может принести значительно больше пользы, чем претендент на губернаторское кресло из «своих»…