Виктор Третьяков на концерте в Ставрополе.

Надо сказать, что общение с артистом доставило удовольствие всем в заполненном до отказа зале. Виктор сам пригласил зрителей к диалогу и на каждую записку ответил. Поэтому, когда пришло время заранее оговоренного интервью, собственно и вопросов-то практически не осталось.

Певец родился в Риге, прожил там тридцать лет, переехал в Москву и уже четырнадцать лет живет в столице. Так что с возрастом Виктора все понятно. Закончил Рижский электромеханический техникум в 1980 году. А с  1982 года, после службы в армии, шесть лет работал инженером-конструктором на одном из рижских заводов. Об этом периоде своей жизни Виктор вспоминает как о времени, когда каждое утро заставлял себя подниматься с постели и с огромной неохотой идти и заниматься «обработкой металлов резанием».

С 1981 года Виктор начинает писать песни. Но вот самую первую свою песню он отказался исполнить со сцены, поскольку считает ее «пробой пера».

На вопрос «У вас есть песня, в которой использована музыка Владимира Семеновича Высоцкого. Это дань уважения к известному артисту?» Виктор сказал, что очень давно, когда ему не было еще пяти лет, в доме родителей появился катушечный магнитофон «Aidas», с пленок которого звучал голос Высоцкого. И тогда будущий певец Третьяков влюбился в творчество Владимира Семеновича, поскольку в его песнях есть всё: слова, музыка и самое главное – энергетика. Отсюда и появилось желание научиться играть на гитаре, а потом и посвятить сцене свою жизнь.

У Третьякова по-настоящему музыкальная лирика и лиричная музыка, первосортный юмор и отличное знание людской психологии. Песню «Тюбик», которую знают многие по телевизионным передачам «Шутка за шуткой», «Смехопанорама» и даже «Здоровье», можно слушать сколько угодно и улавливать еще и еще смешные нюансы. Как оказалось, «Тюбик» – песня из жизни, имеющая под собой реальных героев.

– Однажды я был в гостях, где какая-то женщина стала рассказывать про мужа. Она – преподаватель, а он – художник. Вот она и говорит, что попала в совсем другую жизнь: богема, мужчины в «бабочках», но когда муж-собака приходит домой, то носки по всей квартире разбрасывает. Так и получилась песня. Однако я не ожидал такой массовости. Реакция у людей всегда одинакова – видимо, все через это прошли: у кого – носки, у кого – тюбик…

В творчестве Виктор не ограничивает себя какими-то рамками или условностями, что, безусловно, могло бы сказаться на качественном уровне песен. Никаким определенным жанром он не собирается классифицировать свои произведения. Да и зачем? Ведь у него одинаково прекрасно звучат и шансон, и городской романс, и бардовская песня, и некие эстрадные эксперименты.

Слушая Третьякова, ощущаешь то мороз по коже, то жар в голове, то сладкую истому в душе, а то и перебои в работе сердца.

– Скажите, Виктор, вот у вас есть потрясающие песни о Великой Отечественной войне «Четвертый день», о войне в Афганистане «Сон», «Спор». Нет ли в ваших планах желания написать еще на эту тему, тем более что в конце 2004 года два печальных юбилея: 25-летие ввода советских войск в Афганистан и 10-летие первой чеченской кампании, а в мае следующего – 60-летие Великой Победы?

Вместо ответа певец ударил по струнам гитары и запел:

С тобой мне трудно, Сашка, спорить о войне,
Ведь для меня Афганистан – позор державы!

… И в зале стало тихо, очень тихо. А потом, когда отзвучали последние аккорды, возникла пауза, сродни минуте молчания!

– Виктор, в ваших песнях иногда звучат слова о Боге. Вы верующий человек?

– Знаете, – ответил артист, – отвечу просто. Есть Бог, и есть я. В него я верую. И в моей вере к нему не нужны посредники в виде священнослужителей и церкви.

Грустно стало от того, что Виктор Третьяков впервые попал в Ставрополь. На Кавминводах побывал уже не один раз, а вот краевая столица оказалась для него поистине недоступной провинцией. Только благодаря усилиям нескольких энтузиастов – Елене Смирновой («Ставропольская правда»), Ольги Соколовой (Центр усыновления), Валерия Митрофаненко (технический университет) мы смогли «живьем» прикоснуться к чудесному искусству автора-исполнителя.

…Виктор сначала заставлял зал задуматься, потом настраивал на лирический лад, потом так же легко смешил и вновь заставлял задуматься над давно знакомыми и еще неизвестными песнями.

Крайне редко на концертах возникает чувство, что зрители и исполнитель давно знакомы, знают друг друга долгие годы. А все потому, что «Все начинается с любви»!

На прощание Виктор Третьяков оставил автограф «Читателям «Ставропольской правды» с уважением!» и сказал, что в его концертной деятельности всегда случается так, что если он выступал где-то, то обязательно вернётся туда еще раз.

Ждем и верим. Спасибо, Виктор!

Сергей СКРИПАЛЬ