Речь идет о новом маршруте (№ 150), который соединит краевой и районный центры и будет обслуживаться ставропольской стороной, если будет открыт. Об этом хлопочет муниципальное унитарное автотранспортное предприятие (МУАП) Ставрополя, которое, кстати, уже сыплет перед местными предпринимателями с «Газелями» предложениями о трудоустройстве. Поговаривают, место стоит дорого.

Корни конфликта, думается, следует искать там, где рассыпалась управленческая транспортная вертикаль и когда каждый город и район стал самостоятельно думать о рабочих местах для своих граждан. На уровне междугородных перевозок особых проблем не замечалось, ибо негласный принцип паритета действует там и сейчас: к примеру, на маршруте «Ставрополь-Краснодар» количество автобусов от края равно количеству кубанских. И волки сыты, и овцы целы. А вот с пригородными перевозками вышло сложнее. При советской власти никакого паритета здесь не было, а жесткий контроль «сверху», который был, расплавился с падением режима. И вот спустя столько лет возник, как нарыв, вопрос: как поделить дорогу?

Направление Михайловск – Ставрополь традиционно обслуживалось михайловской стороной. Транспортники же Ставрополя, стремясь войти на новый для себя рынок, мотивируют это тем, что тоже имеют право и употребляют в речи термин, взятый из междугородных перевозок, – «паритет». В то же время каждому понятно, что Ставрополь-Михайловск и Ставрополь-Краснодар – это две разные вещи: услугами транспорта пользуются в основном михайловцы, многие из них работают или учатся в краевом центре, а жители Ставрополя ездят в Шпаковку редко, например, по грибы.

– Конечно, здесь паритет не может быть 50 на 50, – говорит Василий Лойко, директор «Ставропольавто», государственного учреждения, подведомственного министерству промышленности, транспорта и связи края. – Поэтому михайловских предпринимателей больше было и будет. Но и совсем не давать никому из ставропольских работать по этому направлению тоже нельзя. Надо договариваться.

Все стороны пока сходятся лишь в одном: рынок перенасыщен. По сути, это означает, что о привлечении новых клиентов говорить не приходится, и каждая дополнительная машина, пущенная в этом направлении, будет забирать часть прибылей у всех остальных. Т. е. у михайловцев. Разумеется, они категорически против открытия маршрута. Тем более речь идет не об одной «Газели», а о десятках.

В письме на имя заместителя председателя правительства, министра промышленности, транспорта и связи СК Г. Клюшникова первый зам. главы Шпаковской районной государственной администрации М. Шевченко пишет:

«Данный маршрут абсолютно надуман. Собрав за полгода чуть больше ста подписей (достоверность которых не проверялась) в поддержку открытия данного маршрута, МУАП г. Ставрополя планирует перевозить пассажиров, ежедневно выставляя на маршрут 30 машин. Мало того что маршрут № 150 дублирует 13 автобусных маршрутов по г. Михайловску, предприятие определило себе маршрут в Михайловске по ул. Гагарина, где сейчас ежедневно, помимо ведомственного транспорта, осуществляющего подвоз своих работников, работают еще 30 автобусов и маршрутных такси. В час пик интервал движения пассажирского автотранспорта составляет около трех минут. Учитывая существующий пассажиропоток, этого вполне достаточно, и жалоб на неудовлетворительное автобусное сообщение от населения нет. Маршрут № 150 проходит также по переулку Кавказский шириной чуть более четырех метров, что не соответствует нормам для пассажирских перевозок.

Кроме того, без согласования с администрацией Михайловска отвода земли, без наличия проектной документации планируется обустройство конечной остановки на ул. Войкова в районе центрального рынка, где места отстоя такому количеству автобусов просто нет, а насыщенность транспорта такова, что обеспечение безопасности движения требует постоянного контроля постом ГАИ. Наличие дополнительных маршрутных такси в количестве 30 единиц создаст нездоровую конкуренцию в виде гонок по узким и извилистым улицам Михайловска, нервозность и напряженность среди перевозчиков, что неминуемо скажется на безопасности дорожного движения и как следствие – на социальной напряженности среди населения».

Надо пояснить, что организацией пригородных перевозок сегодня занимается не местная власть, а краевая – в лице министерства промышленности, транспорта и связи.

– В 1990-е годы, пока шпаковских маршруток, заезжавших в краевую столицу, было немного, вопросов не возникало. Они возникли, когда число машин перевалило за сотню, – говорит Василий Лойко. – И в январе нынешнего года краевой центр вы-ступил с инициативой – открыть свой маршрут. Они (МУАП. – А.Б.) планировали маршрут, начиная от Южной автостанции, чтобы затем он выходил на проспект Кулакова и далее приходил в Михайловск. На наш взгляд, несколько десятков машин – это много. Но вообще маршрут нужен.

Михайловские маршрутники, с которыми удалось переговорить, все, как один, отрицают необходимость открытия нового маршрута. Во-первых, говорят они, он не такой уж и новый, а сильно похож на уже существующий и нами объезженный маршрут № 101. Во-вторых, как сказал предприниматель Владимир Решетняк, маршруты (кстати, их до Ставрополя около десятка) переполнены, «даже есть лишние машины, например, самым большим маршрутом считается 102-й: на него положено 25 машин, а ходит… 40». И, наконец, в-третьих. По словам председателя Союза предпринимателей маршрутных такси Шпаковского района Анатолия Кияшкина, если у жителей района возникают жалобы на работу транспортников, то их рассматривает комиссия по регулированию транспортного рынка, существующая в районе вот уже несколько лет. Будут ли бизнесмены из Ставрополя рассматривать жалобы жителей другого муниципального образования? А. Кияшкин уверен, что нет.

На вопрос, какой интерес преследуют ставропольцы, михайловцы отвечают так: «Они думают, у нас большой заработок. Но это не так. По нашим сведениям, наши доходы раза в два ниже, чем у перевозчиков по Ставрополю». Но, похоже, это для МУАПа не столь важно. Ведь если маршрут все-таки откроют, то бороздить его будут не собственные маршрутки предприятия, а «Газели» тех предпринимателей, которых МУАП отберет. Т. е. если маршрут окажется убыточным (из-за перенасыщения), то пострадают предприниматели, а не муниципальное автотранспортное предприятие.

Пока же, по некоторым данным, желающих поработать на Михайловск среди ставропольских перевозчиков хоть отбавляй. В основном это те, кто не прошел по скандально известному конкурсу среди перевозчиков, проведенному администрацией краевого центра еще летом. Поэтому за любое трудоустройство эти люди готовы платить, причем большие деньги…

А теперь не о доходах, а о пассажирах. Будет ли им удобен этот маршрут? Безусловно. В отличие от михайловских маршрутов, которые, как и положено, ходят от автостанции до автостанции, № 150 будет пересекать краевой центр, и у пассажиров появится возможность доехать до места назначения без пересадки.

Впрочем, удобство будет зависеть и от того, каким будет тариф. По приказу краевого комитета по ценам, для пригородных перевозок он составляет 80 копеек за километр, т. е. проезд от Михайловска до Нижнего рынка Ставрополя должен стоить сегодня примерно 9 рублей. По словам В. Лойко, в нарушение правил михайловские маршрутники берут 12 рублей. Недавно четыре предпринимателя за это были оштрафованы. Если маршрут № 150 откроют, то, как уверил В. Лойко, цена там будет законная, но не единая – в зависимости от расстояния. Будут так называемые тарифные остановки – километраж, умноженный на 80 копеек.

И за безопасность ручаться нельзя. Если в погоне за прибылью на дороге начнутся гонки, вряд ли это порадует пассажиров, местную власть и ГАИ. Тем более дорога не во всех местах хорошая. В первых числах октября было проведено обследование дорожных условий маршрута № 150 «Рынок «Южный» – город Михайловск» и составлен акт, предписывающий «устранить ямочность и произвести ремонт дороги» и обустроить разворотный круг. Комиссия приняла решение о возможности эксплуатации маршрута только при условии устранения недостатков.

С одной стороны, михайловские маршрутники за то, чтобы договориться по-хорошему. Они не против паритета, но считают, что он должен быть разумным, т. е. надо вести речь не о десятках машин, а о единицах, ориентируясь на количество жителей Ставрополя, посещающих Михайловск. С другой стороны, если не получится по-хорошему, они пророчат социальный взрыв. «Многие из нас работают более пяти лет, – говорит бригадир маршрутных такси Владимир Апальков. – Поменяли машины, теперь они почти у всех новые. Одни влезли в долги, другие продали дом. А сейчас, получается, у нас хотят отобрать работу».

И последнее. Жаркие споры о том, нужен или не нужен еще один маршрут на и без того перегруженном направлении, тем более примечательны, что в настоящее время 47 населенных пунктов края вообще не охвачены автобусным движением…

Александра БЕЛУЗА