Исчезающее ремесло
Профессия бондаря древняя и всегда пользовалась большим уважением на селе. С тех самых пор, когда люди начали делать запасы впрок, солить огурцы, грибы, квасить капусту, выяснилось, что для этих целей нет ничего лучше, чем дубовая бочка.
А в виноградарских краях спрос на нее и подавно велик: какой же коньяк без дубовой бочки? Некоторые профессиональные виноделы и вино предпочитают хранить не в стекле, а только в деревянных бочонках.
Cтанислав Максимович Реверюк имеет четыре профессии: шофера, плотника, слесаря и бондаря. Но его любимейшее занятие, конечно, бондарничать. Вот уж в чем дошел он до вершин профессионализма: может без всяких измерительных приборов сделать бочонок на один литр, три, пять и так далее. Более четверти века С. Реверюк работает бондарем в ЗАО «Прасковейское». Много бочек (емкостью до 2000 литров!), а также различных деревянных поделок для музея сделано им на родном винодельческом предприятии.
Бондарное ремесло Станислав Максимович полюбил смолоду. Надо сказать, что сила здесь требуется недюжинная, ведь только молоток, которым орудует бондарь, весит три килограмма. А сами дубовые доски? А металлические обручи? Поэтому наш герой всю жизнь не расставался с гантелями: по 60 раз отжимал 32-килограммовые гири. Годы все же берут свое: 20 октября Станиславу Максимовичу исполняется 65 лет. Если раньше делал бочку за один день, то теперь полтора-два дня уходит. Сам чувствует: пора бы уже и на покой. Но не может уйти он на пенсию, не передав тайн бондарного дела ученикам.
Много тонкостей и премудростей древнего ремесла знает Станислав Максимович. Например, из какого дуба - твердой или мягкой породы, пиленого или колотого - бочка будет лучше. Знает и многие удивительные вещи: иногда, например, бочки «плачут», то есть мокреют. Происходит это глубокой осенью и весной, когда почка открывается. Старые опытные виноделы осведомлены об этой особенности дубовых бочек и спокойно пережидают «плач», а молодежь волнуется, зря паникует.
- А еще, чтобы сила была, бондарю мясо нужно кушать – смеется Станислав Максимович. – А вот вино пить ни в коем случае нельзя: одно неверное движение, и можно остаться без пальцев.
Всему этому буденновский бондарь учит сейчас молодежь. Хотя какую молодежь?! Сыну Валерию (виноделу с высшим образованием, оказавшемуся без работы) 42 года, а Саше Полянскому 36 лет. Вот такую, прямо скажем, зрелую молодежь готовит прикумский бондарь себе на смену.
- У меня глаз наметанный – сразу вижу: будет с кого толк в бондарном деле или нет, - говорит С. Реверюк. – Но, чтобы настоящий бондарь получился, человека нужно учить не менее двух лет.
В настоящее время профессия бондаря, можно сказать, исчезающая. Молодежь нетерпелива: результатов от своего труда хочет сразу. А бондарное дело никогда не было высокооплачиваемым. Зато сделать для дома, для семьи такой умелец, как Станислав Максимович Реверюк, может все: от кружки до детской люльки или кадки под цветы. На радость близким.