00:00, 20 октября 2004 года

Человек с молоточком

Вначале учебного года почти каждый педколлектив нашей страны недосчитывается в своих рядах учителей. Причем уходят не только случайные в педагогике люди, но и профессионалы с большим опытом, порой лучшие из лучших. С нелегким сердцем приходится им покинуть ставший родным школьный дом.

«От добра добра не ищут», - гласит пословица. Учитель оказался на долгие годы заложником у немощной экономики и ее жертвой наряду с крестьянством. При раскрое бюджета страны и в этом году образованию выделено немного. И это – в огромнейшей стране с богатейшими ресурсами!

Такое впечатление, что будущее России вовсе не заботит правительство. Задумывался ли кто-нибудь «наверху» всерьез о воспитании молодежи, если труд классного руководителя оценивается в 260-300 рублей в месяц? А плата в 1 рубль за проверку стопки тетрадей - это ли не насмешка над учителем?

Да знаете ли вы, что одна проверка дневников занимает полдня?! А заполнение нового классного журнала по всем предметам стоит классному руководителю целого выходного дня, а то и недели! А еще надо с детьми проводить классные часы, готовить с ними сценарии утренников и вечеров, репетировать, водить их в театры, музеи, на экскурсии, писать воспитательные планы, проводить ежемесячно родительские собрания, индивидуальные беседы. Пока учителю будут доставаться лишь крохи от государственного пирога, до тех пор будут и беспризорники, и наркоманы, и пьяницы среди молодежи в России, где антиинтеллектуальность уже принимает агрессивные формы. Дипломы и аттестаты покупаются, к ним нет доверия за границей, а ведь раньше наше образование считалось лучшим. Тогда и статус учителя был выше нынешнего. Помните картину Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом»? Не таким ли покорно-униженным, с опущенной головой, робким и дрожащим под властным взглядом хозяина хотели бы видеть учителя? Только, заметьте, на картине приехавшая гувернантка – иностранка. Французы и англичане в ХIХ веке считали за честь служить домашними учителями в России. А свои наставники и наставницы, классные дамы в школах, прогимназиях и гимназиях – это были госслужащие, освобожденные от уроков воспитатели (да еще с помощником – классным надзирателем в мужских гимназиях).

В нашем регионе еще чувствуется какая-то забота о педагогах: молодым специалистам предоставляется в селах жилье, дается скидка по оплате коммунальных услуг, в Ставрополе сдан бюджетный дом, в котором поселились до сих пор не верящие своему счастью учителя; вовремя выплачивается зарплата (в то время как в других регионах ее не видят месяцами). И на том спасибо. Казалось бы, грех жаловаться. И все же – не дает покоя тот злополучный рубль за стопку тетрадей - учитель, человек с высшим образованием, представитель интеллигенции - совести нации! - не должен стоять на коленях с протянутой рукой за копеечкой!

Стыдно, господа! Надо, чтобы, как в рассказе Чехова, где-то стоял человек с молоточком и его стуком все время напоминал сытым господам о тех, кому они должны. У нашего учителя должен быть и персональный компьютер, и собственный автомобиль. В конце концов страна-то не бедная! Нужно чаще будить гражданскую совесть тех, кого мы выбрали во власть над нами, чтобы не пришлось нашей истории вновь «наступать на собственные грабли».

Елена НИКИФОРОВА