00:00, 16 октября 2004 года

Уже не забава, но еще игра?

Их первое появление «живьем» на ставропольской публике словно открыло для нас некую новую эру современной эстрады, в которой наметились ростки хорошего вкуса, естественных «нефанерных» голосов, продуманной драматургии программы. Говорить об этом приходится с определенной долей сомнения, но не в этих именно исполнителях, а в прочности тенденции. Пойдет ли наша эстрада другим, то бишь профессиональным путем – это выяснится в ближайшем будущем. Пока же ясно одно: ребята показали добрый пример признанным мэтрам, погрязшим в ширпотребе и халяве.

Наш корреспондент встретился с женской «половиной» московского десанта, хотя арифметически девчат было вдвое больше, чем парней. Они уже пытаются выступать единым вокальным коллективом, с пускай не слишком оригинальным, но конкретным, имеющим смысл названием – группа «Ассорти». Представились девушки с видимым удовольствием, как «большие»: Ольга Ватлина, Наталья Паволоцкая, Оксана Казакова, Мария Зайцева, Анна Алина, Арина Риц. Чувствуется, что, несмотря на приличную уже географию гастролей по стране, у девчонок еще сохраняется вкус к тому, что они – на виду, что они – артисты. В заглавной песне проекта «Народный артист» есть такие слова: «Это не забава, это не игра…», означающие серьезную заявку на творческую самостоятельность. Но весь ход концерта показал, что если все, что уже делают эти ребята, конечно, не забава, хотя что-то от игры во взрослых еще присутствует в их поведении, в их ощущении самих себя. Я бы сказала, что они по-хорошему наивны, а в их возрасте это почти достоинство.

Разговор начался с вопроса о самом названии «породившего» их конкурса – «Народный артист», которое по отношению к столь юным солистам звучит, согласитесь, достаточно громко. Мы ведь привыкли к тому, что это звание – высшая степень признания заслуг артиста, тут же о заслугах пока говорить не приходится. Выяснилось, что девушки вполне отдают себе отчет в том, что в данном случае слова «народный артист» надо понимать иначе.

- Это действительно почетное звание, но его нам дали как бы авансом, - говорит Оксана Казакова, явно выступающая неофициальным лидером команды. – Ведь мы еще только начинаем жизнь в огромном шоу-бизнесе, и нам еще предстоит оправдать это доверие.

- А еще «народный артист» - потому, что во время конкурса выбирал нас народ, телезрители, - добавляет серьезная Наталья Паволоцкая. – И вышли мы из народа.

- Уже не раз было, что из взрослой публики после наших концертов в разных городах подходили к нам, благодарили и даже говорили, что мы действительно народные артисты, - присоединяется к разговору Арина Риц. – Люди слушают живое пение, а поскольку мы поем только вживую, то понимают и ценят это. И это очень приятно!

Направляющей рукой группы является ее музыкальный руководитель, композитор и продюсер Ким Брейдбург, написавший для девушек немало песен и продолжающий писать сегодня именно для этого ансамбля, для этих голосов. Есть и другие авторы, сочиняющие для «Ассорти». Группа, согласно контракту, будет работать в таком составе ближайшие несколько лет, даже после того, как к концу года гастроли финалистов проекта уже завершатся. У нас не просто группа, а группа солистов, подчеркивают мои собеседницы. Каждый - отдельная творческая личность, все разные по вокальным данным, по характеру, но все вместе – «Ассорти», то есть этакое смешение талантов, призванное произвести коллективное сценическое впечатление. Они и собрались из разных мест России – Тулы, Санкт-Петербурга, Кирова, Саратова, Москвы и даже из Молдавии. Сегодня все стали москвичками.

О творческом кредо говорить пока сложно. Здесь тоже многое идет от названия группы: девчата пробуют себя в разных жанрах и стилях, что и понятно – найти свое лицо можно только путем долгого и упорного поиска. В репертуаре – самые разные произведения, но программа строится таким образом, что все друг друга дополняют.

- Медленных песен у нас пока нет, - прозвучала вдруг такая весьма примечательная оговорка. Медленно – в их юношеском понимании значит солидно, а им еще просто нравится быстро двигаться по сцене под ритмичную музыку. Энергия возраста? Наверное. Но, возможно, именно у этой симпатичной шестерки уже прорисовывается будущий постоянный имидж подвижных, нестатичных исполнителей. Хотя им уже хочется и чего-то более серьезного.

Несколько девушек совмещают выступления с учебой в вузах, признаваясь, что это очень трудно. Одна учится в Балтийском институте экологии и права, другая недавно получила юридическое образование, третья осваивает «азбуку» PR, есть свой экономист, есть выпускница ГИТИСа. Сегодня они начинают общий путь в эстраде. Категорически не согласны с тем, что их называют выходцами из художественной самодеятельности. Отбор на конкурсе был жестким, отдавалось предпочтение не только вокалу, но и артистизму, умению держаться на сцене. Зато согласны девушки с тем, что современной молодежной музыке недостает качества и вкуса. Видимо, уже успели столкнуться с этим и в работе. А вот почему так происходит в отечественной эстраде, имеющей свою историю, своих «звезд», задающих тон? Старшее поколение певцов, полагают девушки, в каком-то смысле устарело – вот так-то! Они не работают для молодежи, а сама молодежь еще пока не может найти себя. К тому же подавляющее большинство коллективов и солистов испытывают определенный диктат продюсеров, причем, нередко не совпадающий с желаниями самих артистов. Многое диктует приставка «бизнес» к понятию «шоу». В «Ассорти» дело обстоит иначе, к мнению солисток прислушиваются, их возможности учитываются в подготовке будущих программ. То есть речь уже о более продуктивном творческом процессе. При этом присматриваются девушки и к мировой эстраде. Ценят прежде всего в эстрадниках людей с хорошими вокальными данными.

- Таких качественных групп на Западе много, - говорит Маша Зайцева. - Есть у кого учиться. Пока, к сожалению, этот хороший стиль молодежной западной культуры не настолько популярен в нашей стране, чтобы можно было ориентироваться только на этот эталон.

А Оксана развила мысль подруги:

- Попыток подражать много, беда в том, что хватались за все сразу, делалось это просто как попало, грубо, потому и публика наша это до сих пор не воспринимает. Она просто чувствует халтуру. Нужно приучать народ к качественной музыке. И тогда она будет пробиваться.

Все же есть и в своей стране кумиры, считают «ассортишки». Например, Лариса Долина, которую они с почтением называют Ларисой Александровной. Она в свое время давала изумительные джазовые концерты, на которые ходили родители девчат, а потом, годы спустя, им об этом рассказывали. У Долиной потрясающий голос, но истинную популярность она приобрела не в джазе, а с выходом знаменитой «Погоды в доме». Вот тут народ ее полюбил! Многие в стране ее до этого почти не знали, хотя она уже давно достигла высот в профессии. Парадоксы эстрады? Влияние доступной клиповой культуры? Да, но не только. Джаз – для избранной публики, а вот долинская «Погода в доме» как бы приблизила певицу к широкой публике.

Слушая этих милых, правильно рассуждающих и явно желающих сделать что-то свое девчонок, не могла не спросить, насколько сами-то они уверены в возможности осуществления благородной задачи повышения уровня отечественной эстрады. Ведь в наши дни – это ни для кого не секрет – успех во многом зависит от финансовых вложений в артиста, от его так называемой раскрутки. Тут слово вновь берет рассудительная Оксана:

- Понимаете, проект «Народный артист» сначала появился как идея, а уже потом пошла разработка, в том числе и финансовая. Нашему продюсеру Евгению Фридлину было от чего отталкиваться. Так и мы стараемся работать – сначала идея, а потом уже коммерческий успех. Ким Александрович Брейдбург говорит, что не хотел бы делать из нас группу, похожую на десятки остальных, не будем их называть, но все знают, с помощью чего их «звезды» зажигаются и вскоре гаснут. Однодневками быть не хочется. Мы хотим работать так, чтобы и нам было приятно, интересно, но совсем легкий путь не собираемся выбирать!

Наряду с гастролями группа готовит к выпуску альбом из семнадцати песен, название его из творческого суеверия пока не раскрывается, но работа уже близится к завершению. Значит, скоро поклонники смогут приобрести полюбившиеся хиты. Пока же много времени приходится проводить в дороге, добрались даже до Заполярья, с огромным успехом выступили в Казахстане, где имели прямо-таки неожиданный горячий прием. Успели заметить, что слушатели в разных городах порой очень отличаются в своих музыкальных пристрастиях. В чем едина публика – искренне удивляется их живому пению. А они принципиально не признают фонограммы. Даже в каких-то экстремальных ситуациях: когда, бывало, отключался микрофон, а девчата продолжали петь а капелла. Кстати, подвигом это не считают. На Западе, говорят они, публика просто не знает «фанеры», уважающие себя артисты работают только «живым» голосом.

Вскоре «Ассорти» вновь отправляется в дальний путь, действительно дальний – на Дальний Восток. Да и вообще у девчат впереди еще большая-большая дорога, длиною в целую жизнь.