Неестественный отбор
В начале сентября на конечной остановке «Железнодорожный вокзал» среди бела дня водитель маршрутки № 14 М избил коллегу по маршруту. Тяжкими телесными повреждениями закончилось «выяснение отношений» и для водителя «Газели», работающего на 21-м маршруте. На улице 50 лет ВЛКСМ его «подрезал» на своем автомобиле другой маршрутчик, выскочивший «поговорить» с монтировкой в руках. На Ташле водитель одного из маршрутных такси обстрелял машину конкурента из пневматического оружия. В салоне находились пассажиры. Заметим, что стальные шарики запросто пробивают автомобильные стекла, и аварии не произошло лишь по счастливой случайности.
Нередко невольными свидетелями «борьбы» между маршрутчиками становятся и сами пассажиры. Как правило, столкновения происходят на конечных остановках: водители прокалывают колеса автомобилей конкурентов, бьют стекла. Но противостояние не прекращается и на дорогах. Лихие обгоны и «подрезки» постоянно вызывают возмущение у населения, обеспокоенного такой «безопасностью» перевозок.
Причина беспорядков одна: итоги августовского конкурса. Как известно, при проведении любых соревнований, помимо победителей, всегда остаются и проигравшие, которые порой не готовы смириться с поражением. Особенно, когда им становятся известны факты, заставляющие усомниться в беспристрастности конкурсной комиссии. А сомнения на этот счет у «побежденных» водителей имеются. Поэтому они и отказываются признавать результаты конкурса, продолжая незаконно работать на прежних маршрутах. Вести «борьбу» с организаторами тендера – администрацией города – дело не простое: на это требуется много времени, да и результативность – под большим вопросом. Так что, пока идут судебные тяжбы с властями, «старички»-проигравшие всячески стараются не давать работать «новым» - прибывшим на маршруты по результатам конкурса. Которые, по словам старожилов, отбирают «чужой хлеб». Недовольны проигравшие и условиями конкурса, по которым у них практически не было шансов победить.
После некоторых исследований и подсчетов, проведенных еще до объявления о начале конкурса, было принято решение, что маршрутной сети города достаточно 1192 автомобиля. Потому-то 178 машин в процессе отбора и оказались лишними. Автомобили иностранного производства, несмотря на их соответствие требованиям пассажирских перевозок и наличие лицензий, к участию в конкурсе не допустили вовсе. Так что число «отсеянных» машин оказалось значительно больше указанной цифры.
В конкурсе приоритет отдавался опытным водителям, за плечами которых не было ДТП, и новеньким автомобилям. Таким образом, «матерые водилы» - люди с немалым стажем, но и «аварийной» историей соответственно составили значительную часть проигравших. Их «металлолом» - машины «в возрасте» (впрочем, исправно работающие) буквально затмили новые «Газельки», новоявленных маршрутчиков, многие из которых раньше вообще не работали в сфере пассажирских перевозок, но решили вклиниться в достаточно прибыльный транспортный бизнес.
Конечно, проигравших водителей не бросили на произвол судьбы. Не прошедшим отбор предоставили возможность участвовать в дополнительном конкурсе на пригородные маршруты, обслуживание дачных кооперативов и окраин города, выполнение разовых заказов на перевозку пассажиров. Но такая «компенсация» их не устроила. Причина проста: работал человек на одном из доходных маршрутов, а тут появляется администрация Ставрополя (автор постановления о конкурсе), которая заявляет, что он-де не соответствует этому маршруту, и предлагает ему возить пассажиров где-то на окраинах - «за копейки».
К тому же, как известно, конкурс проводился именно по маршрутам, то есть чем тот «накатаннее» (приносит больше дохода), тем выше был проходной балл. Так, границы прибыльных маршрутов приближались к 30 баллам из 37 максимально возможных, а на другие - достаточно было набрать и 12. Участник мог претендовать только на один, заявленный маршрут. И если «амбициозному» водителю до границы желанного маршрута не хватило всего несколько баллов, то он оказывался «за бортом» конкурса – без городской линии вообще.
По вполне понятным причинам, «старые» водители пожелали остаться на прежних местах: подали документы на уже привычные - «свои» маршруты, но оттуда их выбили «новички» (как считают некоторые ответственные лица, не без помощи комиссии), а в качестве претендентов на другие линии они уже не рассматривались. То есть, фактически «победив» по очкам, многие оказались в числе проигравших.
Что касается нарушений и подтасовок результатов конкурса, то самый известный и скандальный факт связан с одним из конкурсантов – ООО «СВ Лайн». Фирма заявила на различные маршруты 70 автомобилей, но машин (а как следствие и лицензий на них) на момент осмотра транспорта и выставления баллов у нее не было и вовсе.
- Бланки, в которых должны были указываться сведения об участвующих в конкурсе водителях и транспортных средствах, оказались незаполненными, на них стояла лишь печать организации, - рассказывает заместитель начальника отдела автодорожного федерального транспорта и транспортного контроля Ставропольского краевого отделения российской транспортной инспекции Владимир Мелешкин, один из членов жюри, который отказался подписывать эти протоколы. Членам комиссии – уж не знаю, по какому «высокому» указанию - следовало поставить соответствующие маршруту баллы и подписаться под «пустышками».
Получается, что 70 мест изначально оказались закрепленными за ООО «СВ Лайн»?! После «победы» обществу оставалось лишь нанять необходимое количество водителей с автомобилями (в любом состоянии: ведь они уже «победили») и внести их данные в «готовые» протоколы. Выходит, что из 178 не прошедших по конкурсу 70 человек «вылетели» из-за «СВ лайн».
Конечно, были и другие нарушения, но они незначительны в сравнении с вышеописанным. Пока в суде рассматриваются только иски управления федеральной антимонопольной службы России по СК о признании незаконными ряда положений конкурса. Но, по словам руководителя Ставропольского краевого отделения российской транспортной инспекции Василия Ленкова, не исключено, что основные судебные иски, оспаривающие итоги конкурса в целом, еще впереди. Иски к администрации готовят многие «проигравшие» водители.
В целом, транспортная инспекция разделяет идею проведения конкурса. Но, по мнению ее руководителя, конкурс – это один из способов допуска на рынок, а если перевозчик уже много лет работает на этом рынке, и к нему не было замечаний со стороны администрации, то стоит ли выгонять его с маршрута и отправлять на конкурс. С прежними маршрутчиками следовало лишь перезаключить договоры, а новых – допускать посредством тендера. Неверной, как считают в транспортной инспекции, оказалась и система допуска на маршруты в зависимости от новизны автомобилей и стажа водителей. Пассажиры всех маршрутов платят одинаковую цену за проезд, поэтому должны получать одинаково качественные услуги.
Приняв решение о проведении открытого конкурса, городские власти, по сути, предприняли попытку разделить «маршрутный пирог» заново, но не учли, что у каждого «куска» на тот момент уже был хозяин. «Бунт» одного из членов жюри остался незамеченным: конкурс был признан состоявшимся. Победители вышли на маршруты. Вопреки запретам, незаконно продолжают работать и водители, не прошедшие отбора. Первое время в связи с начавшимися судебными процессами власти фактически закрывали глаза на нелегальных маршрутчиков. Но, когда дело дошло до выяснения отношений между водителями, они стали предпринимать попытки наведения порядка. Так, в середине сентября на одном из заседаний администрации Ставрополя начальник управления транспорта и связи краевого центра Валерий Адаменко обратился к собравшимся с просьбой принять меры к водителям, работающим на маршрутах незаконно. То есть «убрать» с линий тех, кто не прошел по конкурсу, силами милиции, налоговой и транспортной инспекций. С просьбой навести порядок среди предпринимателей, занимающихся перевозками пассажиров, в УБЭП ГУВД СК обратилась администрация города.
Руководитель Ставропольского краевого отделения российской транспортной инспекции Василий Ленков на просьбу «задушить нелегалов» ответил отказом. Мол, учитывая нарушения, допущенные в ходе конкурса, о которых нам известно не понаслышке, мы не имеем права предпринимать никаких действий до окончательного решения суда. В прокуратуре края сообщили, что в ходе проверки законности проведения конкурса никаких нарушений выявлено не было, поэтому последнее слово за судом.
В зависимости от решения, которое примут служители Фемиды, возможны два варианта развития событий. Если оно будет вынесено в пользу организаторов конкурса, «нелегальных» водителей «задавят» руками силовиков. Тогда, надо полагать, и будет наведен обещанный «порядок» на маршрутах. Возможно даже, что решится судьба и тех 178 водителей, которые потеряли эту работу.
Если же итоги признают незаконными, все останется без изменений. Водители сами «разберутся»: на маршрутах останутся самые жизнеспособные шоферы. Состояние маршрутной сети со временем приобретет прежний – тот, что был до конкурса – вид. А еще будет ожидание нового конкурса и надежда, что его результаты окажутся более объективными.
Но в любом случае в ходе этого процесса не на первых ролях будут оставаться пассажиры. Ведь, по большому счету, именно они и являются заложниками ситуации. Впрочем, находясь в салоне маршрутного такси, в том числе в скрюченном состоянии, пассажиры вряд ли задумываются над тем, в каких отношениях их водитель с проезжающим мимо коллегой или конкурентом, и чем закончатся очередные гонки за прибылью между ними. Неестественный отбор пока в действии.