00:00, 13 октября 2004 года

Правовая «неотложка»

Cобственно, главная цель проекта - повышение правовой грамотности граждан и экстренная юридическая помощь. Организаторы - Институт региональной прессы при содействии региональной общественной организации «Открытая Россия» и Фонда «Общественный вердикт». На территории Южного федерального округа «горячая линия» начала свою работу 21 сентября. Работает она круглосуточно, а консультации - бесплатные.

Наша правовая культура пока, к сожалению, оставляет желать лучшего, на что, конечно, есть объективные причины. Мы привыкли поступать по пословице – «пока гром не грянет», так что, как правило, к юристу обращаемся уже постфактум, после нарушения наших прав. Тогда как лучше прежде получить консультацию о возможных действиях в той или иной ситуации. «Горячая линия» как раз и предоставляет такую возможность. Кроме телефонной линии, вопросы могут поступать по почте, по факсимильной связи и по электронной почте на форум сайта проекта www.linia.org

Несмотря на то, что на Юге России «горячая линия» была открыта недавно, как рассказала Инесса Тихонюк, на ее телефон поступили уже более 70 звонков. В основном звонят из Карачаево– Черкесии, Ставропольского и Краснодарского краев. В масштабах России цифры выглядят намного солиднее - за весь период действия проекта по первое октября зарегистрировано 3904 звонка с вопросами граждан. Причем более всего людей интересует тема жилищного законодательства и льгот по оплате коммунальных услуг, на втором месте - обращения в суд и судопроизводство, на третьем - соблюдение трудового законодательства.

У нас, в ЮФО, на первом месте оказались вопросы нарушения трудовых прав (звонков, связанных с ними, было около половины), около 20 процентов затрагивали действия судов (причем в основном этим аспектом интересовались абоненты из Карачаево-Черкесии), примерно столько же граждан волновали вопросы льгот и социальных пособий.

А какой вопрос оказался самым неожиданным и более всего поразил вас? – спросили мы у юриста «горячей линии». Оказалось, что таких звонков было два. Достаточно искушенный в правовых вопросах человек, а именно сотрудник правоохранительных органов, в течение двух месяцев не мог выяснить ни в одной инстанции, как правильно оплачивать коммунальные услуги в доме, принадлежащем товариществу собственников жилья. И другим неожиданным абонентом оказалась десятилетняя девочка из Ставрополя, которая спросила, имеет ли она право после развода родителей сама решить, с кем ей жить?

- А есть ли какие-то правила, которых должен придерживаться человек, звонящий на «горячую линию»?

- Прежде всего нужно четко осознавать, что вы действительно нуждаетесь в правовой помощи. Второе - попытаться четко сформулировать свой вопрос. И еще нужно иметь в виду, что юрист на «линии» не подменяет собой службу юридической консультации и адвоката. Хотя хочу заметить, что наш проект сотрудничает с проектом «Судебная защита», который осуществляет некоммерческая организация юристов, специализирующихся в области конституционного права и правовой защиты общественных интересов. Дела, имеющие общественную значимость, отобранные юристами проектов, будут доведены до решения суда опытными адвокатами. Мы надеемся, что информация, полученная гражданами от юристов ИРП и через СМИ, с которыми мы готовы активно сотрудничать, послужит правовому просвещению граждан и придаст им чувство уверенности. Мы по-прежнему ждем ваших звонков по телефону (8-8652) 47-81-00.