Сладкое коварство классики
Не будем сейчас говорить о том, почему все большие режиссеры прошли искушение чеховским шедевром: Станиславский, Висконти, Брук, Стреллер, Вайда, Некрошюс, Эфрос и т. д. Зато поразмышляем о событии не менее для нас интересном, поскольку речь идет о наших собственных возможностях. В ставропольском краевом театре кукол готовится к выпуску премьера «Вишневого сада», постановку которого осуществил главный режиссер театра Григорий Гольдман.
За семидесятилетнюю историю ставропольского театра кукол - это первый случай работы для взрослого зрителя и первый же - на гениальном материале Чехова! Кстати, осознавая этот факт, подумала: должна быть все-таки некоторая первопричина подобной смелости наших кукольников. В «Вишневом саде» существует атмосфера простоты и даже определенной невинности - то, что в принципе соответствует природе детского театра. Впрочем, кажущаяся чеховская простота неизбежно оборачивается сложностью и в этом вообще сладкое «коварство» русской классики.
Все было бы понятно, если бы речь шла об обычной драматической постановке. Однако Григорий Гольдман предельно усложнил собственную задачу, введя в действие театральных кукол. И это больше, чем эксперимент, это определенный взгляд на мир. В этом смысле следует понимать и о-бозначенный театром жанр спектакля: «некукольная комедия», что означает «неигрушечная». Для нас кукла - игрушка, в кукольном театре она - духовное существо.
Яркая профессиональная игра актеров увлекла, пожалуй, сразу. Но мастерство существенно лишь тогда, когда оно не проигрывает содержанию. В этом тайна огромного воздействия русской литературы на остальной мир. Вот почему больше всего и волновало, как постановщик прочтет Чехова. Опасения подобного рода неизбежны. Многозначность классики - уже законный повод для режиссерских толкований. В то же время чем тоньше интуиция художника, тем ближе он к оригиналу. Режиссеров много, но Чехов единствен: классика сегодня необходима, чтобы возобновить течение русской жизни. Мы устали от бесконечных интерпретаций реальности. Нам нужна сама реальность.
В третьем акте будущего спектакля есть сцена, глубоко чеховская по своему настроению. Любовь Андреевна Раневская истомилась: в городе идут торги, имение может быть продано. Появляются Лопахин и брат Леня. «Ну что?» - «Продано!». Участники сцены замерли, что тут скажешь? Куклы, все знающие про нас, людей, жертвенно склоняют свои кукольные головы, будто кладут их на плаху... Поразительно живое чувство сострадания и печали - то, что уходит из нашей жизни. Вишневый сад - вот настоящий узел проблем, потому что сад - это больше, чем деревья. Жизнь прошла, а сад остался, и его, как собственное детство, нельзя продать. Но сад - не только поэтический образ, он еще и собственность, переходящая из одних рук в другие. Сад и есть наша мать сыра-земля, и по отношению к ней совершается судьбоносный выбор. Не будь у нас этой проблемы, Россия была бы другой страной, а еще скорее - ее просто не было бы.
Лопахин, центральная фигура и пьесы, и спектакля, пытается всех спасти. Вырубим, говорит он, вишневый сад, землю порежем на участки и сдадим внаем дачникам. Но его не понимают. Деньги будут, а сада не будет? Как же это? Вечный студент Петя Трофимов роняет: «Вся Россия - наш сад». Вишневый сад - главное действующее лицо чеховской пьесы. А в спектакле?
- Всю жизнь, - рассказывает Григорий Гольдман, - я мечтал поставить «Вишневый сад» и понял, что сейчас это нужно сделать. Со времени написания пьесы и смерти Чехова прошло 100 лет - символический срок в нашей истории. Через всякую сотню лет в России происходит исторический слом. Мы тоже находимся теперь в его опасной зоне. Вот почему эта пьеса на все времена. И каждый социальный взрыв находит свои жертвы, не усадьбы гибнут, а люди. Лопахин, словно хирург, понимает, что режет по живому. Но всегда есть люди, которым самой судьбой предназначено что-то изменить.
- Герои Чехова, уходящие в будущее, заряжены надеждой. Аня весела, как ребенок, Петя не берет у Лопахина денег. Чехов говорил: «Сколько силы, энергии, веры в народе...». Отсюда и его жанр - комедия, история - «с бодрым концом». У вас же Аня всех ненавидит...
- Чехов еще не знал, что случится в жизни с его героями. Но именно у него в пьесе рубят прекрасный вишневый сад - символ уходящей жизни.
Молодая актриса театра Наталья Ледовских, исполнительница роли Ани, приняла участие в разговоре:
- Наша Аня-подросток, она против всех, ей страшно. Старая жизнь кончилась, новая - не началась, почва ушла из-под ног. Сегодня в этом положении вся молодежь, многие не могут понять, что им нужно в жизни. А русских классиков впервые читают, встретив их имена у модных Пелевина и Сорокина...
* * *
Что ж, спектакль еще не начал свою жизнь, но уже за-ставляет думать и спорить. Чехов в Ставрополе - это же настоящее событие! Премьера «Вишневого сада» состоится 9-10 октября в 17 часов на сцене Ставропольской краевой филармонии. Пожелаем театру понимающего зрителя.

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
