00:00, 6 октября 2004 года

Зарплатотрясение по-ставропольски

В Ставропольском крае проходит беспрецедентная по масштабу и продолжительности акция, направленная на погашение задолженности по заработной плате работникам агропромышленного комплекса. О том, какой будет эта «атака» на нарушителей трудового законодательства, рассказывает заместитель председателя правительства Ставропольского края Николай Пальцев.

- Николай Иванович, почему столь пристальное внимание уделено именно сельхозпредприятиям?

- В России крестьянский труд в течение последних 10 лет является самым низкооплачиваемым. На подавляющем большинстве сельхозпредприятий утрачена тарификация работ и профессий, не выплачивается надбавка за классность, мастерство, выслугу лет и т. д. В нарушение действующего законодательства денежные знаки подменяются купонами, натуроплатой. На работников не всегда оформляются трудовые книжки, не закреплено их право на нормированный рабочий день, отпуск, оплату больничных листов, безопасные условия труда. Зачастую руководители отказываются разрабатывать и заключать коллективные договоры. Наконец, почти повсеместным бичом стала задержка зарплаты.

В ходе последних проверок, которые прошли в 25 районах и 118 предприятиях, выявлены факты невыплаты заработной платы 27 тысячам работающих. Общая сумма задолженности составила около 66 миллионов рублей.

Самая высокая задолженность в Ипатовском районе – более 13 миллионов рублей, в Кировском – 9 млн., в Курском – 8 млн., в Минераловодском – 6 млн. рублей и так далее. Если говорить конкретно, то в списке особо неблагополучных предприятия: ООО «Кирова» Петровского района (директор О. Нешин), СПК «Красный Маныч» Туркменского района (председатель Г. Грищенко), СПК «Кучерлинский» того же района (председатель И. Негрешный), СПК колхоз-племзавод «Айгурский» Апанасенковского района (председатель В. Еремченко).

Хочу заметить, что такая ситуация сложилась вследствие известных экономических трудностей, но и зачастую просто из-за недобросовестного отношения руководителей к оплате труда своих работников.

- Из-за многочисленных и грубых нарушений сельхозпредприятия проверялись и уже не раз. В начале года эта тема была даже предметом обсуждения на селекторном совещании в правительстве края. Тогда главы райадминистраций получили указание рассмотреть этот вопрос на отраслевых совещаниях с руководителями предприятий и «… использовать все возможные меры по пресечению нарушений и привлечению к ответственности виновных в них должностных лиц».

Очевидно, «все возможные меры» оказались недостаточными, коль скоро потребовалась новая кампания?

- Нужно учитывать специфику сельского хозяйства. Зимой или весной урожай, как правило, давно продан, а оставшиеся средства – всегда тот самый «неприкосновенный запас» на покупку ГСМ, или запчастей, или семян и удобрений, без которых невозможно начало посевной кампании. Тут хоть как «тряси» работодателей, выбор действительно не из легких: будущий урожай или зарплата. Поэтому на этот раз была предпринята принципиально новая тактика, позволяющая серьезно повлиять на ситуацию. Первый этап проверок прошел в августе и был специально приурочен к периоду сбора урожая. А как известно, он был хороший. И это, несомненно, позволит укрепить экономику предприятий АПК. Так что у работодателей сельхозпредприятий появилась реальная возможность выплатить всю имеющуюся задолженность.

- Насколько выбранная тактика оказалась оправданной?

- Уже в период подготовки к проверкам, когда уточнялись данные по районам и рассылались соответствующие письма главам администраций, задолженность была погашена на 7 млн. 659 рублей. В период же проверок сумма долга по заработной плате снизилась еще на 11 миллионов. На 1 сентября задолженность по заработной плате на проверенных предприятиях оставалась в сумме 53 миллионов 252 тысяч рублей. Но кампания будет продолжена до конца года.

- Предусмотрены ли еще какие-то неординарные меры воздействия на работодателей?

- Особенностью нынешней кампании по ликвидации задолженности заработной платы стало то, что мы одновременно задействуем все механизмы воздействия на работодателей, нарушающих закон. Максимально использованы административные ресурсы, привлечены органы контроля, судебные инстанции. Например, в проверках принимали участие или оказывали содействие главы администраций, начальники управлений сельского хозяйства, региональные отделы по труду, профсоюзный актив, работники прокуратуры. В результате инспекторы труда выдали 34 предписания с конкретными датами устранения задолженности, были взысканы штрафы с 18 должностных лиц на сумму 38 тысяч рублей, три материала переданы в органы прокуратуры для возбуждения уголовных дел, направлены иски в судебные органы.

Таким был первый этап. Правительство края признательно всем, кто причастен к его проведению, и в первую очередь это относится к государственной инспекции труда в Ставропольском крае, руководство которой собственно и было основным зачинщиком столь масштабного мероприятия.

Второй этап проходит в настоящий момент. Группы проверяющих повторно выезжают на места для контроля за исполнением предписаний. В случае их неисполнения последует передача в прокуратуру материалов на дисквалификацию работодателей от одного до трех лет.

Кроме того, мы планируем создание межведомственной комиссии при правительстве края по погашению задолженности выплат заработной платы работникам сельхозпредприятий. В ее состав войдут члены правительства, главы администраций городов и районов, представители соответствующих министерств и ведомств, в том числе налоговой инспекции, инспекции труда, пенсионного фонда, фонда соцстраха. На комиссию для отчета будут вызываться работодатели из числа злостных нарушителей трудового законодательства. Таким образом, на практике будет отработан и реализован механизм взаимодействия с территориальными структурами федеральных органов надзора и контроля, органами местного самоуправления, профсоюзами. Несогласованность в действиях этих структур обычно и была самым слабым местом всех предшествующих мероприятий. Чаще всего предметом жесткой критики на правительственных совещаниях как раз и было то, что мы не умеем использовать уже созданные в системе государственного управления охраной труда ресурсы, механизмы по исполнению законов.

- Теперь работодателям – нарушителям трудовых прав противостоять такой огромной «армии» наверняка будет тяжело…

- Я бы не хотел, чтобы в разговоре на данную тему использовалась военная лексика. Это не война: здесь нет победителей и проигравших. Успех в данном случае будет один на всех – работодателей, работников, органов исполнительной власти.

Виктория БАЙГУЛОВА