Последний приезд на Кавказ

И вновь не совсем обычный. Едва ли не впервые целая книга посвящена пребыванию великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова в городе Ставрополе. Именно в Ставрополе и только в Ставрополе. Приурочено издание, естественно, к отмечаемому нынче 190-летию со дня рождения поэта. А еще оно как нельзя кстати пришлось к традиционному Дню города Ставрополя. Который год подряд Виктор Кравченко преподносит родному городу новую книгу, издаваемую – не могу этого не подчеркнуть – на собственные средства. Сначала он подготовил исследование о забытом поэте-декабристе Владимире Соколовском «Ни разу счастием я не был упоен», вернее то было собранное В. Кравченко буквально по крупицам издание стихов поэта ХlХ века, нашедшего упокоение в ставропольской земле. Затем краевед выпустил книгу о декабристе Сергее Кривцове «Всюду он был любим», посвятив ее 225-летию Ставрополя. Следующей его работой, вышедшей в год 200-летия Кавказских Минеральных Вод и этой дате посвященной, стала книга «Шипы для изгнанников» – о декабристах, которые после сибирской ссылки служили на Кавказе, собственной кровью добывая себе «реабилитацию». И вот, наконец, у нас в руках томик под много говорящим названием – «Михаил Юрьевич Лермонтов в Ставрополе».

Почему вдруг после декабристов – Лермонтов? Ответ напрашивается сам собой. Дело в том, что Виктору Кравченко по долгу службы сотрудника Ставропольского краеведческого музея им. Г. Прозрителева и Г. Праве приходится регулярно проводить экскурсии по лермонтовским местам Ставрополья, читать лекции в школах и библиотеках, нередко участвует он и в конференциях учителей-словесников. Естественно, имена выдающихся сынов России, когда-либо посещавших наш край, звучат при этом постоянно. Так постепенно скопилось у краеведа такое количество материалов о Лермонтове в Ставрополе, которое позволило объединить их в целую книгу. Автор скромно отводит себе роль одного из продолжателей темы лермонтоведения, однако же именно ему пришла в голову идея отдельной книги. Возможно, сыграло свою вдохновляющую роль знакомство с крупнейшим московским лермонтоведом В. Захаровым в ходе поиска материалов для первых книг. Сегодня этих исследователей связывает настоящая творческая дружба, они обмениваются новыми архивными находками, делятся планами и советами. При этом столичный коллега (кстати, наш бывший земляк, в свое время работавший в знаменитой Тамани) неизменно высоко отзывается о работе В. Кравченко, а недавно даже прислал в Ставрополь свою рекомендацию для вступления Виктора Николаевича в Союз писателей России, где есть такие слова: «В лице В. Кравченко мы встречаем редкое сочетание историка и литературоведа и одновременно страстного пропагандиста наших российских национальных ценностей». Не сомневаюсь, заслуженно лестное мнение В. Захарова будет учтено ставропольской писательской организацией. Ибо каждое исследование В. Кравченко, хоть и имеет научно-популярный характер, но обязательно несет в себе четко прослеживаемые элементы художественного обобщения, языковой выверенности текста. И каждый раз это – добротная литературная работа, не лишенная авторского вдохновения.

В новой книге Виктор Кравченко прослеживает все основные вехи лермонтовский судьбы, связанные со Ставрополем. При этом, как истинный краевед, не может не дать представление о городе, каким он был в бытность поэта в начале ХlХ столетия. Читая выдержки из архивных материалов, мы словно наяву видим старинный губернский городок – центр окраины великой империи. Видим как бы вместе с юным Мишей Лермонтовым, видим таким, каким «запомнился путешественникам из Тархан областной Ставрополь в 1825 году». Всего лишь за год до этого «… четвёртого октября 1824 года совершено окончательное перенесение областного города из Георгиевска в Ставрополь». Так, в постоянной связи и переплетении идут от страницы к странице жизнь города и жизнь поэта.

«Нам особенно дороги рисунки Михаила Юрьевича, связанные с нашим городом, – пишет В. Кравченко. – Их всего несколько, но они являются бесценными реликвиями. В истории Ставрополя первой половины девятнадцатого века сохранилось всего несколько видовых картин, поэтому рисунки Лермонтова очень важны, они дополняют наше представление о быте города и его обитателей». С особым благоговением рассматриваем мы сделанные рукой поэта зарисовки – «Волобуева мельница», «Сцены из ставропольской жизни». Последней автор уделяет особое внимание, пытаясь доказательно проследить конкретные персонажи, на ней запечатленные. И это возможно, ибо Лермонтов был еще и очень одаренным художником, и в его даже мимолетных карандашных зарисовках удивительно точно переданы черты многих реально живших тогда людей.

Добросовестный исследователь, В. Кравченко с чисто профессиональной дотошностью рассматривает отдельные эпизоды ставропольской жизни лермонтовского периода, активно и аргументированно полемизируя с предшественниками, кое-кто из которых порой явно грешил излишним воображением, тогда как биографические, историко-краеведческие и литературоведческие работы требуют прежде всего беспристрастной документальности. Подтверждая или, наоборот, не подтверждая тот или иной факт, автор добивается необходимой точности, и этот «педантизм» вызывает доверие. Он, быть может, менее эффектен, нежели рожденный фантазией «художественный вымысел», но, если речь идет о личностях Лермонтовского ряда, лучше все же отдать предпочтение факту. Иначе – неизбежно искажение не просто истории, но и нашего взгляда на нее. Истинный ученый это понимает, он уважает право читателя иметь достоверную информацию.

Конкретность ситуаций и действующих лиц – еще одна примечательная и самоценная черта книги. Цитируя документы, письма, воспоминания современников Лермонтова, автор скрупулезно прослеживает человеческие нити, связывавшие поэта со Ставрополем. Это, конечно, и его встречи с декабристами, и родственные отношения с тем же генералом Петровым, начальником штаба войск Кавказской линии и Черномории, и с доктором Майером, послужившим прототипом знаменитого Вернера… Так, к Петрову Михаил Юрьевич обращается тепло и задушевно: «Любезный дядюшка, Павел Иванович!..», рассказывает ему в письме о здоровье бабушки, просит поцеловать ручки «милых кузин» (дочерей Петрова). Мы можем только представить, с каким чувством читали в Ставрополе эти живые строки, обращенные великим, ведущим на тот момент поэтом России!

В свой приезд в Ставрополь летом 1839 года Лермонтов посетил могилу поэта Соколовского на городском кладбище (в наши дни не сохранилась). Вспомнил их встречи в Петербурге, когда в одном номере «Современника» вышли лермонтовское «Бородино» и поэма Соколовского «Альма». Сегодня мы можем прочесть ее благодаря Виктору Кравченко в его вышеупомянутой книге «Ни разу счастием я не был упоен…». А вот в самом городе, к сожалению, до сих пор нет ни одной даже небольшой мемориальной доски, которая бы напоминала нам об этом необычайно талантливом человеке. Впрочем, и лермонтовские места Ставрополя еще ждут своего увековечивания. Давно ждут…

Не менее проникновенно пишет автор о знаменитом лермонтовском дубе в Ставрополе, приводя посвященные ему строки нашего земляка А. Екимцева:
 


Пускай былое покрывают
                   мхи, 
Но помнит великан 
          семисотлетний,
Как Лермонтов читал 
               ему стихи…

А нынче именно в краевой детской библиотеке, носящей имя А. Екимцева, прошла презентация книги В. Кравченко «Михаил Юрьевич Лермонтов в Ставрополе».

В последний раз поэт побывал в Ставрополе в начале лета 1841 года – отсюда путь его лежал в Пятигорск. «Жить Михаилу Юрьевичу Лермонтову оставалось один месяц…», – пишет В. Кравченко. Поэт ехал навстречу гибели. Навстречу бессмертию. Примерно год спустя, следующей весной, через Ставрополь проследовал конный экипаж с гробом, в котором находились останки поэта: по просьбе бабушки Елизаветы Алексеевны тело любимого внука было перезахоронено в родовом селе Тарханы Пензенской губернии.

Сегодня книга В. Кравченко уже выходит к своему читателю. Нет сомнений в том, что она займет достойное место в библиотеках и учебных аудиториях. Сам же автор продолжает основательное изучение истории нашего края, много работает в архивах, планирует новую поездку в Москву, в главные архивы страны. Как он сам говорит: «Я живу в девятнадцатом веке!».