Не напрягая родительский кошелек
Не секрет, что территория бесплатного образования постепенно тает. Но пока существуют такие образовательные учреждения, как, например, Центр для одаренных детей «Поиск», у многих способных мальчишек и девчонок есть возможность учиться, не напрягая родительский кошелек.
Cовсем недавно в буденновском филиале Центра прошли вступительные экзамены на бюджетные отделения. «Бесплатных мест стало больше на 25 за счет открытия двух новых отделений, - говорит директор филиала Юлия Коротич. – Таким образом, дополнительные образовательные услуги по английскому языку, математике и информатике бесплатно получат 75 ребят».
На отделения «Информатика» и «Математика» экзамены проводились впервые. Несмотря на это, конкурс был довольно большой: четыре-пять человек на место. Просто буденновский Центр для одаренных детей сотрудничает со многими образовательными учреждениями города и сел района, и об экзаменах знали практически все девятиклассники.
Конкурс стал серьезным испытанием для ребят: он длился около 4 часов. Наряду со знанием предмета учитывались результаты тестов на структуру интеллекта, они помогали преподавателям выстроить индивидуальную линию развития учащегося. Если выявляется математическое мышление, то, конечно, порекомендуют идти на математику, если гуманитарное – на английский язык. Впрочем, некоторым детям удалось поступить на несколько бюджетных отделений одновременно. «Мы дали им такой шанс, - говорит Юлия Коротич. - Эти дети очень способные, перспективные. А лентяи сами уходят от нас, не выдерживая нагрузки».
Особого внимания, считают здесь, требуют дети из малообеспеченных многодетных семей. Кстати, для таких ребятишек существует целая система льгот и скидок в обучении. Например, шестеро детей из многодетной семьи Жугановых будут посещать в нынешнем году занятия в «Поиске». Их мама, Татьяна Анатольевна Жуганова, большие надежды возлагает на отделение «Техника умственной работы», она считает, что оно очень важно. По ее собственному признанию, поначалу ее отпугнула вывеска – «для одаренных детей». Сын Гриша, как она считала, никакими особенными способностями ранее не отличался, учился средне. Но все-таки отдала сына в центр, на «Технику умственной работы», и вскоре заметила, что сын стал учиться гораздо лучше. А в этом году девятиклассник Григорий Жуганов поступил на два бюджетных отделения сразу - «Информатика» и «Математика».
Интересно, что преподаватели совместно с психологической службой Центра стараются создать хорошую эмоциональную среду. Что требуется от родителей? Внимание к делам ребенка да и помощь, когда потребуется. Предусмотрены даже различные психологические консультации для родителей и детей.
- Для нас очень важно научить детей знакомиться в новой группе, занять свое место. У многих есть чувство тревожности, которое часто мешает блеснуть в учебе. Оно же может плохо сказаться на всей дальнейшей судьбе, - рассказывает психолог Светлана Винокурова.
Сессии, например, на отделении английского языка пройдут здесь в осенние, зимние и весенние каникулы. А пока ребята учатся. Чему? Учебная программа - это 160 часов фонетики, чтения, грамматики, устной речи и страноведения, она включает также защиту индивидуальных творческих проектов и даже совместные праздники. Гранит науки здесь грызут три года (за это время, конечно, успевают сдружиться), после – сдача международного экзамена на знание английского языка. В прошлом году был только один диплом с отличием, в нынешнем - уже четыре. Многие выпускники поступили в лингвистические вузы.
Что помогает ребятам добиваться хороших результатов? Рейтинговая система, считают их преподаватели. В центре все знают, кто первый в группе и кто последний. У ребят есть стремление, ведь быть последним никому не хочется. Но, с другой стороны, рейтинг – палка о двух концах. Такая система существовала еще в Царскосельском лицее, где учился Александр Пушкин и был на 28 месте из 30 учеников. Но первый – Горчаков - достиг больших высот в дипломатии и пережил всех своих друзей-лицеистов.
А еще здесь на каждого ученика заведена индивидуальная карта личных достижений. В это своеобразное «портфолио», кроме успехов в учебе, входят данные по вербальному, математическому, общему интеллекту, мнение психологов о профессиональной направленности ребенка, даются рекомендации родителям. Но что самое главное – здесь каждый ребенок ощущает себя личностью.