маршрутка

– Вы думаете, нас радует это повышение? – удивился Александр. – Ведь пассажиры еще летом говорили, что, если цена на проезд вырастет, многие перестанут ездить на «маршрутках».

– Всегда считала, что водители маршрутных такси зарабатывают большие деньги. Если не секрет, сколько?

– Мой максимальный дневной заработок 600-700 рублей. Это уже за вычетом расходов на топливо – в день на газ или бензин уходит до 800 рублей. Работаю 20-22 дня в месяц. Если по какой-либо причине не простаивал, то в итоге удается заработать около пятнадцати тысяч рублей. По нынешним меркам, зарплата неплохая. Но считаем дальше. Из этой суммы я плачу в квартал две тысячи рублей налога. Каждый месяц отдаю 1650 рублей за путевки. Дороги в Ставрополе, сами знаете, какие. Машина часто ломается. Поэтому где-то три тысячи ежемесячно тратятся на ремонт «Газели». Если случается крупная поломка, например, проблемы с мотором, то уходит от пяти до пятнадцати тысяч рублей. В общую сумму расходов включаем ежеутренний «полтинничек» гаишникам, сто рублей в месяц – транспортной инспекции.

Я бы не сказал, что работа водителя маршрутного такси – самая легкая. График скользящий: четыре дня работаю, два выходных. В рабочие дни подъем – в пять утра, отбой – около полуночи. Да еще в награду постоянное «общение» с пассажирами. Нас нередко обвиняют в нервозности. А вы попробуйте сами! Люди встречаются разные… И вежливые, и откровенные хамы. А иногда сядет какой-нибудь скандалист и давай всю дорогу высказывать – то еду я слишком медленно, то поворачиваю не так… Хватает и «зайцев», и тех, кто «случайно» недоплачивает 2-3 рубля. Проблем немало. Хотя бы такая: почти ни на одной конечной остановке нет туалета.

– Зависит ли зарплата от маршрута, на котором работаешь?

– Конечно, чем он «накатаннее», тем больше денег приносит. Например, 14-й, 31-й, 32-й. Людям сложно привыкать к новым маршрутам. Поэтому даже если машины идут почти по одному пути, выбирают ту, на которой уже ездят много лет.

– Водителю выгодно работать на своей машине или лучше брать в аренду?

– Судите сами. Если водитель работает на хозяина, то платит за аренду машины и маршрута в день от 500 рублей и выше. Можно у посредника выкупить сам маршрут – до конкурса он стоил от ста тысяч рублей, в зависимости от популярности. Аренда маршрута стоит от 200 до 500 рублей в день.

– Обязательно ли, по вашему мнению, поднимать цены на проезд?

– Необязательно. Нужно отладить систему. Ведь маршруты перегружены, много дублирующих. В час пик, согласен, уехать людям сложно. Но зато в остальное время «маршрутки» ездят полупустыми. Будут доступнее цены – пассажиров прибавится. Соответственно и меньшим будет интервал между рейсами. Мы будем чаще ездить. И друг другу не мешать, и люди перестанут томиться на остановках.

Ирина БОСЕНКО