О возможном подорожании проезда в маршрутках заговорили в июле, когда администрация города подняла цены на проезд в городском пассажирском транспорте: на автобусах – до 6 рублей, на троллейбусах – до 5 рублей. Часть пассажиров сразу пересела на маленькие частные авто, которые и быстрее, и удобнее, а стоят столько же – шесть целковых. Посчитав, что это нехорошо, мэрия отправила в краевой комитет по ценам расчеты о необходимости повышения тарифов на перевозки маршрутными такси.

На то, разумеется, были и другие причины. Чисто экономические. Например, рост цен на топливо.

– Свои расчеты представила городская администрация, – говорит председатель комитета по ценам Ставропольского края Георгий Колягин, – а кроме нее, объединение «Ставропольавтотранс», победившее в конкурсе перевозчиков как юридическое лицо, – на 10 рублей. Но мы посчитали, что это слишком много. Смотрите. Мы убрали оттуда 1000 рублей ежемесячных платежей «на развитие маршрутной сети» (мэрия «навязала» их маршрутникам, а те, в свою очередь, хотели переложить их на плечи населения, заложив в тариф. – А. Б.) и 5000 «прочих расходов», поскольку нам не объяснили, на какие цели они заложены в себестоимости. Учли загруженность маршруток, рост цен на топливо, приплюсовали 15-процентную рентабельность и получили 7 руб. 68 коп. Но поскольку мы устанавливаем не конкретный тариф, а его максимальный уровень, то округлили эту цифру до 8 рублей.

Иначе говоря, меньше перевозчик брать может, больше – нет. Например, если предприниматель, владеющий маршрутным такси, боится потерять клиентов из-за новой высокой цены, то он может просто ее не поднимать.

По словам Г. Колягина, стоимость проезда зависит от количества маршруток. Ведь количество пассажиров постоянно, и чем больше машин, тем меньше их заполняемость, тем выше цена. Оптимальная загруженность – это когда маршрутное такси совершает 22 посадки при поездке.

И еще одна деталь. По краевому закону, тариф должен обеспечивать безубыточную работу перевозчика, поэтому он рассчитан исходя из наиболее дорогого топлива, т. е. бензина. А ведь многие ездят на газе…

Александра БЕЛУЗА