00:00, 10 сентября 2004 года

Наркотики по лицензии и без

Теперь последнее слово осталось за Министерством сельского хозяйства РФ, которое в соответствии с Положением обязано в том числе прописать порядок выдачи и учета наркотических средств и психотропных веществ (НСПВ). Если все организационные нововведения устроят заинтересованные стороны, на этом кетаминовая проблема будет исчерпана.

Итак, данное Положение определяет порядок и условия использования в ветеринарии НСПВ, включенных в «перечень наркотических средств и психотропных веществ, используемых в ветеринарии». В документе также указано, что право использовать НСПВ дает юридическим лицам только лицензия. В то же время наличие наркотических веществ на рабочих местах специалистов юридического лица не должно превышать трехдневной, а в ветеринарных аптеках – месячной потребности в них в соответствии с расчетами, утвержденными Министерством сельского хозяйства. Не допускаются расфасовка, переливание, рассыпка, перекладывание из упаковок и замена на них маркировок наркотических средств и психотропных веществ. А инъекции животным должны делать только люди, имеющие допуск к работе с НСПВ в порядке, опять же установленном Минсельхозом России. Количество израсходованных наркотических веществ должно обязательно фиксироваться в специальном журнале регистрации операций, связанных с оборотом НСПВ, который помимо того, что должен быть пронумерован и прошнурован – опломбирован и скреплен подписью начальника учреждения.

Согласно Положению, наркотические средства и психотропные вещества должны храниться в опечатанных или опломбированных сейфах в специально оборудованных помещениях. А их остатки, не пригодные к применению, и использованная упаковка подлежат уничтожению в порядке, опять же установленном Минсельхозом страны.

На Ставрополье Положение об использовании НСПВ в ветеринарии восприняли хоть и настороженно, но с облегчением.

- Наконец-то восстанавливается нормальное правовое поле использования наркотических веществ, – комментирует начальник службы по легальному обороту наркотиков краевого управления ФСКН РФ подполковник полиции Сергей Понарин. - К этому и сводилась работа нашего управления. Но Положение регламентирует лишь основные моменты. Поэтому сегодня мы ждем от Минсельхоза РФ конечного документа. А задача перед министерством поставлена достаточно серьезная, ведь ранее официально ему не приходилось работать с наркотическими веществами. Мы, в свою очередь, будем требовать жесткого контроля не только в соблюдении норм лицензирования, но и чтобы этот контроль был оговорен в расчетах и порядке работы с наркотиками. Возьмем, например, пункт, где говорится об уничтожение НСПВ. Если сразу не навести порядок, то может появиться канал перехода наркотических веществ из легального оборота в нелегальный. Немало зависит и от ветеринаров. Да, главная проблема решена – ветврачи смогут легально лечить животных при помощи кетамина. Захотят ли они выходить из подполья и оформлять лицензию, это на совести каждого из них. Но каждого, кто не захочет работать по новым правилам, ждет предусмотренное действующим законодательством наказание - от административной до уголовной ответственности.

По словам главного государственного ветеринарного инспектора краевого центра Вадима Сорокина, в Ставрополе уже появились соискатели лицензии на работу с наркотическими средствами и психотропными веществами.

- На мой взгляд, это Положение имеет свои плюсы – врачи хотят работать официально. Согласен и с ужесточением мер хранения и использования. Но есть в документе и недостатки. В частности, пункт, который регламентирует наличие наркотических веществ в аптеках и на рабочих местах специалистов в клиниках. Дело в том, что месячный срок для аптек – это слишком мало. Например, в ветеринарии для усыпления животных используется такой препарат, как «Адилин». Это яд. В Ставрополь его везут из Казани. Выдается на год, но времени только на оформление нужных документов и доставку уходит до двух с половиной месяцев. Порядок выдачи и учета НСПВ Минсельхозом России пока не оговорен. А что, если тот же кетамин к нам будут привозить из Москвы или, например, Омска?! Получается, ветеринаров ждет бесконечная бумажная волокита. К тому же кетамин – это не вакцина, а препарат, который используется по мере поступления животных. Как я могу точно рассчитать потребность в нем только на месяц?!

Думаю, у многих ветеринарных организаций возникнут проблемы и с получением лицензии. Ведь только самые крупные из них могут себе позволить оборудовать по правилам помещения для хранения наркотических веществ. А ветврачи, занимающиеся частной практикой, и вовсе остаются не у дел. Тем более кетамин нельзя носить с собой, в дома к клиентам. Кстати, ветеринары вообще не понимают, почему кетамин отнесен к наркотикам. По своему фармакологическому действию он не вызывает наркотической эйфории. Только глубокий сон. Зато он прекрасно помогает при операциях животным. Есть, конечно, у него заменители, но они менее эффективны. И вот еще один парадокс – кетамин занесен во все российские и зарубежные справочники по ветеринарии. Получается, он запрещен, но ведущими специалистами рекомендован к применению.

Интересно, как мне кажется, и еще одно мнение. Вызываю недавно на дом ветеринара-частника посмотреть мою приболевшую кошку. Беседуем. «Вот, – пытаюсь обрадовать врача, на мой взгляд, хорошим известием – кетамином наконец вам разрешили пользоваться…» Ответ же получила более чем исчерпывающий: «Хм, ну и что. Мы и раньше его использовали. Как будто что-то изменится…»