00:00, 3 сентября 2004 года

С волками жить…

Детский врач Леонид Рошаль утром в четверг попытался возобновить переговоры с террористами, которые прервались в 3 часа ночи после того, как бандиты отвергли все предложения властей. Заложникам до сих пор не удается передать воду, медикаменты и продукты. Если учесть, что среди них есть больные диабетом, то ситуация более чем тревожна: без инсулина, регулярного питания таким больным просто не выжить. Да и детям приходится несладко: мало того, что они голодны, террористы их всячески запугивают. Трое ребятишек, которым удалось бежать, рассказывают, что бандиты периодически стреляют в сторону прилегающих к школе улиц.

По официальным данным, обновившимся вчера около 11.30, при захвате школы погибли 12 человек, а не 7, как сообщалось ранее. Утром удалось установить точное число заложников – 354 человека, сообщил глава информационно-аналитического управления при президенте Северной Осетии Лев Дзугаев.

По словам корреспондента «Ставропольской правды», находящегося на месте событий, обстановка после полудня вчерашнего дня изменений практически не претерпела. Из окон и с крыши захваченного школьного здания периодически стреляют снайперы экстремистов. Бандиты по-прежнему отвергают предложения российских силовиков о предоставлении «коридора» для беспрепятственного выхода в Ингушетию и далее – в Чечню. В свою очередь оперативный штаб не может выполнить требований сепаратистов о немедленном выводе российских войск из ЧР и об освобождении боевиков, принимавших участие в недавнем нападении на Ингушетию.

Ситуация складывается тупиковая. Чтобы избежать возможных жертв, а их число по опыту Буденновска, Кизляра и «Норд-Оста» может составить сотни человек, родственники заложников просят не предпринимать штурма и пойти на уступки террористам. Один из офицеров милиции, ребенок которого находится в школе, даже заявил, что сам уничтожит того, кто отдаст команду на штурм.

Отца понять можно. За каждого «своего» убитого террористы грозятся расстрелять пятьдесят заложников, за каждого раненого – двадцать. Но нужно понимать и другое. Если российские власти пойдут на уступки, то уже послезавтра могут быть захвачены десятки школ, больниц, родильных домов… Нас просто поставят на колени.

Боевики уже сняли маски. А это значит, что они готовы на все. Даже на смерть. Свою собственную. Но готовы ли они к тому, что их семьям будет уготована та же участь? Выскажу свое, сугубо личное мнение, от которого, возможно, станет не по себе многим.

По сообщениям официальных источников, установлены личности большинства из восемнадцати террористов. Среди них – осетины, чеченцы, ингуши и даже несколько русских. Если личности бандитов установлены, значит, российские власти могут, при желании, воздействовать на близких экстремистов. Почему бы силовым структурам не собрать в примерно такой же школе всех родственников террористов, захвативших заложников в Беслане? И не предъявить тот же ультиматум: за каждого нашего погибшего ребенка – десять ваших взрослых…

Не гуманно? Да! Бесчеловечно? Не спорю! Незаконно? Конечно же!!! Но разве террористы и те, кто их вдохновляет, придерживаются каких-либо (кроме волчьих) законов? Зная, что их семья, род, тейп пострадают, они, может, все-таки образумятся. Ведь призывы «мочить террористов в сортире» до сих пор не реализованы. Получается, что спасти нашу страну от волны террора могут только адекватные атакам террористов меры. Возможно, не такие, как говорилось выше, но адекватные. С террором надо говорить на его языке.

Кстати, твердая позиция российских властей позволила добиться первых, хотя и незначительных успехов: когда верстался номер, стало известно, что террористы освободили 26 заложников,включая женщин с грудными детьми…