00:00, 1 сентября 2004 года

«Весенняя капель» незрячих музыкантов

Без малого 700 ребят успешно окончили школу – интернат и получили аттестаты. Подавляющему большинству из них педагоги и медики помогли сохранить, а некоторым даже улучшить зрение, несмотря на достаточно серьезную учебную нагрузку. Чтобы не быть голословным, приведу данные анализа за 2003 – 2004 учебный год: у 19 процентов учащихся зрение улучшилось, у 74 – осталось без изменений, и лишь у нескольких ребят, которые изначально имели тяжелую патологию, ухудшилось. Причем за 10 лет жизни и учебы почти у всех ребят отмечают улучшение не только физического, но и психического состояния.

…В уютном трехэтажном здании неподалеку от железнодорожного вокзала для ребят, которые частично, а некоторые почти полностью лишены зрения, созданы весьма приличные условия для жизни и учебы. Как бы мы ни ругали государство, но и в самые трудные годы реформ оно не бросило на произвол судьбы интернат. Со 110 воспитанниками здесь работают 24 преподавателя и 14 воспитателей. В 15 небольших учебных кабинетах одновременно занимаются не более 10-12 учащихся. Есть игровая комната, тренажерный зал, столярная и швейная мастерские. Здесь же восемь просторных светлых спален.

В медицинском блоке пять кабинетов: врача – офтальмолога, педиатра, процедурный, физиотерапевтический и аппаратная. Они оснащены множеством приборов и приспособлений, названия которых человеку, несведущему в медицине, не то, что запомнить, а и выговорить непросто: локализатором – корректором, амблиотренером, макулотестором, тубускварцем и т. д., и т. п. По меньшей мере два раза в год каждый из учащихся проходит полный курс медикаментозного и аппаратного лечения. А дети с атрофией зрительного нерва, абиотрофией, гиперметропией, афакией, катарактой и другими тяжелыми заболеваниями регулярно получают специфическое лечение.

И тем не менее здесь, как и в обычных школах, по расписанию проходят уроки физкультуры, организуют «Дни здоровья», соревнования. Вот только упражнения приходится подбирать целенаправленно и нагрузки контролировать более тщательно. С 2001 года на базе школы – интерната в летний период работает оздоровительный лагерь. Правда, его финансирует уже не государство, а администрация города.

Как в добрые старые времена, в школе поддерживают традиции проведения массовых праздничных мероприятий. Это, как давно заметили педагоги, сплачивает ребят, помогает им в полной мере проявить свои творческие задатки. Многие воспитанники занимаются в кружках духовых инструментов, баянистов, хоровом, вокальном. И вообще, художественная самодеятельность здесь в почете - во многом благодаря подвижничеству учителя музыки В. Лавриновича. Не раз слабовидящие дети из Георгиевска становились призерами не только городских и зональных смотров, но и краевого фестиваля «Весенняя капель».

Впрочем, не только В. Лавринович, но и большинство других педагогов давно и успешно работают в интернате. С основания школы здесь преподает иностранный язык Л. Заря, более 20 лет учит слабовидящих детей математике С. Орещенко, русскому языку и литературе – Н. Павленко. Сотням ребят помогли справиться с недугом, найти свое место в жизни воспитатель Е. Гавриш, тифлопедагог О. Мальцева, психолог С. Масленникова. А З. Конарева 23 года возглавляла коллектив школы – интерната.

«Личностно ориентированное обучение и воспитание слабовидящих детей» - это не просто тема работы педколлектива. Разглядеть в каждом ребенке индивидуальность, развить присущие ему задатки – таково сформированное за десятилетия кредо интерната. Потому и выходят из его стен полноценные молодые люди. Многие заканчивают техникумы, а некоторые и вузы, создают семьи, находят престижную работу. И это будет повторяться вновь и вновь, покуда теплится в Георгиевске этот огонек добра.