Госденьги: страсти накаляются
Профицитным при принятии называли действующий бюджет. Расписали даже, куда эти допдоходы пойдут. Но вышло иначе: план по сбору доходов не выполнен или, выражаясь языком власти, к концу года выполнен будет лишь на 95 процентов. Это вызвало возмущение губернатора Александра Черногорова: «Так дело не пойдет. Когда до конца года стоишь как цыган на базаре – с протянутой рукой. Поэтому я за то, чтобы бюджет 2005 года отличался от сегодняшнего. Чтобы он радовал, от нынешнего же у всех одна головная боль».
Анализируя нездоровую ситуацию с пополняемостью казны, первый вице-премьер, министр экономического развития и торговли края Валерий Гаевский заподозрил минфин в утаивании доходов. «Это неверно, что консолидированный бюджет будет выполнен на 95 процентов», - заметил В. Гаевский. И привел пример: по статистике, реальная заработная плата населения выросла на 14 процентов, но подоходный налог взимается с номинальной, а она увеличилась на 29,6 процента. «Зачем вы тогда в справке пишете цифру 14? – поинтересовался В. Гаевский у представителей минфина. - Вы специально вводите в заблуждение правительство края или это техническая ошибка?»
Не получив ответа, приступили к обсуждению проекта консолидированного бюджета-2005. Точнее, даже не проекта – идеологии. По крайней мере, с доходами относительно ясно: по прогнозам, они должны составить 16972,7 млн. рублей. Не выше, чем в текущем году, а меньше на полтора процента. Если брать в конкретных цифрах, то доходы «похудеют» на 256,3 млн. рублей, что связано с изменением налогового законодательства, в т. ч. снижением ставок единого социального налога и налога на прибыль организаций, изменением норматива отчисления налога на добычу полезных ископаемых по нефти и газу в консолидированные бюджеты субъектов РФ.
Что же касается расходов, то это «палка о трех концах» - они просчитаны в трех вариантах. Как сообщила первый заместитель министра финансов края Лариса Калинченко, по первому варианту расходы бюджета составят 19203 млн. рублей, по второму – 19507 млн. рублей, по третьему – 21034,3 млн. рублей. Какой из них станет окончательным, зависит от решений на федеральном уровне: российское правительство скоро должно назвать сроки повышения зарплаты работникам бюджетной сферы, государственным и муниципальным чиновникам, увеличения расходов на страхование неработающего населения, а также роста расходов на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, индексации на прогноз инфляции, предоставления льгот по оплате ЖКХ-услуг отдельным категориям граждан и так далее.
Из-за большого – по прогнозам – бюджетного дефицита Л. Калинченко в одном из вариантов предложила сократить расходы будущей краевой казны «для обеспечения ее сбалансированности». Например, расходы по дорожному хозяйству – более чем на 900 млн. рублей. Минфин предложил также реструктуризировать задолженность предприятиям ЖКХ по выплате субсидий населению с ее погашением не в 2005-м, а в 2006 году. На что заместитель председателя правительства, министр ЖКХ, строительства и архитектуры края Александр Орешков возразил: такое решение приведет к сокращению числа субсидируемых малоимущих граждан, а в дальнейшем к социальному взрыву и даже банкротству самих предприятий.
То, что идеология главного финансового документа нравится не всем, стало понятно уже вчера. Главы городов и районов молчали, а вот В. Гаевский не стал медлить с лоббированием интересов входящих в его ведомство сфер.
- С экономической точки зрения, дефицит бюджета – это благо, - сказал министр. - Однако есть существенное «но» - многое зависит от того, как просчитана его расходная часть. Если на следующий год сокращаются расходы по таким важным статьям, как туризм и бытовое обслуживание населения, то такой дефицит мы не поддерживаем. Минэкономразвития в ближайшее время подготовит уточненный прогноз социально-экономического развития Ставрополья, чтобы можно было сделать реалистичный бюджет».
Если вокруг госденег страсти только начинают накаляться, то приватизация главных коммунальных предприятий края давно вызывает жаркие споры. Против выступают главы муниципальных образований во главе с Михаилом Чукавиным, главой г. Минеральные Воды и Минераловодского района. За – практически вся краевая власть. Против выступил лишь Виталий Михайленко с мотивировками: «сегодня создадим ОАО - завтра станет возможным перепродать акции за пределы края» и «куда мы катимся со всеми своими нововведениями», но его быстро переубедил А. Орешков: мол, и «Ставрополькрайводоканал», и «Ставрополькоммунэлектро», и «Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс» будут преобразованы в акционерные общества со 100-процентной долей государства. И, кроме того, в постановлении о приватизации сказано: использовать специальное право («золотая акция») на участие края в управлении этими ОАО. Впрочем, документ пока сырой, поэтому его не визируют в правовом управлении аппарата правительства края и будут дорабатывать.