Бурунная территория
Из выступлений на районном педсовете можно было понять, на каком уровне образование здесь находится, куда движется. В главном положение для сельской местности типичное. Уже начали заниматься профильным обучением в старших классах, уже наметили ресурсные центры для этого; многое сделано в освоении здоровье-сберегающих технологий, экспериментальной работы. Как везде, ремонт к началу учебного года провели в основном косметический, поскольку финансирование капитального составило 30 процентов к уровню прошлого года.
Есть, однако, и отличия. Сеть общеобразовательных учреждений Курского района, об этом говорила в своем докладе заведующая отделом образования Лидия Докуто, характеризуется большим количеством малочисленных и малокомплектных школ. В районе много мелких хуторов. На части территории, ее здесь называют «бурунной», находятся многочисленные кошары, дети там переведены на индивидуальное обучение. Свои особенности вносит многонациональный состав населения. Начальные школы численностью до 15 человек составляют в районе шесть процентов, основные и средние с численностью до 100 человек - 21 процент. Как будут выживать эти «малокомплектки» в условиях грядущего нормативного подушевого финансирования, непонятно. То есть понятно: они не имеют шансов выжить, но вот что делать - это вопрос.
Родители учеников, прослышавшие о начале реструктуризации школьной сети, волнуются, обращаются в райгосадминистрацию, в отдел образования.
Л. Докуто уверила присутствующих, что пока нет в районе хороших дорог и транспорта для подвоза, все эти учреждения будут сохранены. Глава района Сергей Логвинов в беседе добавил, что автобусов для подвоза детей требуется еще 18, тогда в Курской будет школьный автопарк численностью в 50 машин. И его обслуживание - тоже проблема.
Тем не менее решать все эти вопросы придется. Речь идет о качестве знаний, которое малокомплектные школы действительно обеспечить не в состоянии. Это, в частности, показали министерское тестирование и репетиционные работы в 10-11-х классах. Были случаи, когда отличники, писавшие контрольные работы в присутствии представителей отдела образования, получали объективные оценки «два» или «три». А из 25 учащихся 11-х классов района, проходивших тестирование в СГУ, свою экзаменационную оценку за курс средней школы по истории подтвердил только один выпускник. И хотя успехи и достижения, в том числе и поступление выпускников в вузы, и победы на предметных олимпиадах, на Всероссийском слете ученических производственных бригад, имеют место, не задуматься о дальнейшем нельзя.
Еще об одной проблеме рассказал глава станицы Курской Владимир Шама. В станице две муниципальные школы и несколько детских садов. Детсады сейчас посещают 540 ребятишек, еще 230 стоят на очереди. И не потому, что недостаток помещений или воспитателей, а потому, что нет финансирования. Район просит открыть дополнительные группы, но пока безуспешно.
В. Шама уже слышал, что до-школьное и дополнительное образование, если новая редакция Федерального закона «Об образовании» будет принята окончательно, перекладывается на муниципалитеты, и эта перспектива его встревожила.
Нельзя, конечно, сказать, что только о проблемах шла речь на совещании. Говорилось много хорошего и справедливого о самоотверженном труде педагогов, чествовали ветеранов труда, награждали лучших учителей грамотами и подарками. Трогательной была церемония поздравления с началом профессионального пути девяти молодых специалистов. Что примечательно, все они выпускники местных школ, куда и вернулись уже в новой роли.
У меня в Курской был еще и «личный» интерес. В мае я писала о средней школе хутора Зайцев, где собирались закрывать (с переводом в близлежащее село) старшие классы. Надеюсь, что и наша газета внесла свою лепту в то, что зайцевские старшеклассники останутся учиться дома. Средний возраст их учителей - 36 лет, школа кадрами укомплектована полностью, а этим летом, после того как выпускница Татьяна Берюмова успешно поступила на два факультета столичной Тимирязевской сельскохозяйственной академии, руководство вуза предложило хуторской сельской школе заключить договор о дальнейшем льготном поступлении ее выпускников в академию. Об этом рассказала мне директор школы Галина Жулина, которая и с августовского педсовета увезла грамоты и ценные подарки за хорошую работу, свою и учителей.
В работе совещания приняла участие и выступила заместитель председателя правительства СК Алла Золотухина, рассказавшая о перспективах развития образовательной отрасли в крае. p5 На фото: сестры Екатерина и Татьяна Захаровы в этом году закончили Железноводский педагогический колледж и приехали на работу в родную школу хутора Графского. Катя будет преподавать историю, а Таня - русский язык и литературу.