00:00, 27 августа 2004 года

Теракт и другие версии

Ту-134, выполнявший рейс Москва-Волгоград, разбился в Тульской области. Второй - Ту-154 – (рейс 1047 Москва-Сочи) упал под Ростовом-на-Дону. Оба самолета вылетели из международного столичного аэропорта «Домодедово».

Комментируя произошедшее, российские СМИ сомневаются в искренности ФСБ, Центр общественных связей которой в среду не уставал сообщать о том, что «признаков теракта не обнаружено». Все без исключения газеты отмечают то, что статистически крайне маловероятна одновременная техническая поломка двух самолетов, вылетевших из одного аэропорта - как и произошло в данном случае.

«Коммерсант» указывает, что «перед выборами президента Чечни власти просто не хотят признать очевидный факт: теракты подобного масштаба в России могут организовать только чеченские боевики». Кроме того, с отрицанием версии теракта в ФСБ явно поторопились. «Наши ребята еще к работе не приступили, когда услышали по радио, что они уже не нашли следов теракта», - заявил газете один из взрывотехников, работавших в Ростовской области.

Наиболее радикальна газета «Русский курьер», которая, со ссылкой на собственный источник в спецслужбе, сообщает, что на самом деле главной версией является именно теракт. Газета также отмечает, что если взрывчатку заложить с умом, то для подрыва самолета может быть достаточно 50-100 граммов, так что отсутствие ее следов на месте катастрофы ничего не доказывает.

Две другие версии – технические неполадки и ошибка пилотирования. В пользу «технической» версии говорит то, что оба лайнера в аэропорту «Домодедово» обслуживались и заправлялись топливом, скорее всего, одной и той же командой техников в одно и то же время. При этом, возможно, была совершена одна и та же ошибка - не закрыт какой-либо вентиль, не затянута гайка или в бак автоцистерны попало какое-либо опасное вещество. Против нее то, что при этом с точностью до минуты никак не должно было «совпасть» время возникновения неполадок. Самолеты находились в воздухе разное количество времени, а «сломались» одновременно.

«Человеческий фактор» исключать нельзя, однако обе авиакомпании указывали, что самолеты пилотировали очень опытные летчики. Эту версию легче всего подтвердить или опровергнуть показаниями «черного ящика», ведущего запись переговоров на борту. Но «расшифровку», скорее всего, обнародуют уже после президентских выборов в Чечне.

По визуальной оценке очевидцев, находящихся на месте катастрофы под Ростовом, разлет крупных фрагментов самолета составляет около 1,5 километра, что также свидетельствует о взрыве самолета в воздухе.

* * *

Губернатор края Александр Черногоров и председатель ГДСК Юрий Гонтарь от имени правительства и парламента Ставрополья выразили соболезнования родным и близким погибших в авиакатастрофах 24 августа.

* * *

В аэропортах «Минеральные Воды» и «Ставрополь» приняты чрезвычайные меры безопасности в связи с авиакатастрофами в Тульской и Ростовской областях.

«Что касается Ставропольского края, то приняты все экстраординарные меры обеспечения безопасности полетов в крупнейших аэропортах - Минеральных Вод и Ставрополя», - сообщил начальник регионального транспортного отдела милиции на транспорте полковник Иван Пахомов. По его словам, контроль в зданиях аэровокзалов осуществляется совместно милицией, пограничниками и таможенниками. Контролируются также площади возле аэровокзалов, сказал И. Пахомов. «Предпринимаются и другие меры обеспечения безопасности полетов», - отметил он, не уточнив, какие именно.