«Добытчики»
А «подпольных» - больше
- Наряду с крупными предприятиями, большинство которых было образовано на базе старых краевых «Вторчерметов» и «Вторцветметов», на рынке присутствует множество новых коммерческих фирм, использующих в своей работе те или иные методы, позволяющие не платить налоги, - говорит С. Харитонов. – Их соотношение - примерно 40 и 60 процентов в пользу «подпольных». Причем административный контроль за их деятельностью крайне слаб. Ситуация с металлоломом осложняется еще и неблагоприятной социальной обстановкой, когда неблагополучная часть населения активно сдает на пункты заготовки ворованный металл. Как правило, посредниками в перепродаже подобного «сырья» становятся фирмы–«однодневки» или вовсе незарегистрированные предприниматели. Эксперты полагают, что физическими лицами в России собирается от 40 до 80 процентов первичного лома. Причем большая его часть также нелегально перерабатывается, а значительная и нелегально экспортируется. Так что под контроль государства, по данным Госкомстата, пока не попадает до четверти экспорта черных металлов из России.
Странная ситуация: металл в огромных количествах активно вывозится за пределы страны, в то время как в нем сильно нуждаются наши же предприятия, прежде всего металлургической отрасли. Фактор этот нешуточно влияет на ценообразование проката стали. Кстати, на Ставрополье нет ни одной организации, осуществляющей экспорт заготовленного лома за рубеж, что, по мнению специалистов, отрицательно сказывается на формировании краевого бюджета.
За последние полтора года комитетом было выявлено более шестидесяти «подпольных» приемных пунктов. Только последний рейд «высветил» два таких пункта в Шпаковском и Грачевском районах. Информацию обо всех фактах незаконного предпринимательства комитет передает в краевые правоохранительные и налоговые органы. Кстати, важную роль в решении этой задачи краевая власть отводит руководителям городов и районов, муниципальных образований. Например, именно благодаря обращениям глав Ивановского, Казьминского, Кугультинского сельских советов были раскрыты нелегальные пункты в частных домовладениях. В том числе зафиксирован случай приема лома на дому по копии лицензии, не значащейся в реестре. Однако зачастую, по словам С. Харитонова, руководители органов местного самоуправления «самоустраняются от решения вышеуказанных проблем, ссылаясь на отсутствие необходимых рычагов влияния и малочисленность аппарата, хотя население их сел хорошо знает, где принимают металлолом»…
«Нелегалы» выходят в свет
Любопытно, что на общем «черном» фоне количество честных «металлистов», т. е. лицензиатов, постепенно растет. За лицензиями стали приходить даже некоторые «нелегалы». По мнению С. Харитонова, «это свидетельствует о стремлении отдельных предпринимателей к ведению цивилизованного бизнеса».
- По нашим сведениям, - говорит С. Харитонов, - в прошлом году на 15 процентов по сравнению с 2002-м увеличилось число рабочих мест в этой сфере. Суммы налогов, выплаченные в бюджеты разных уровней, тоже выросли: на 33 процента от заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов и на 180 процентов - от черных металлов.
Вот как поработали легальные «металлисты» края в минувшем году: из заготовленного ими лома черных металлов можно изготовить 39 тысяч тракторов Белорусского МТЗ, а из лома цветных металлов – выпустить 6 тысяч военных катеров. Это немного. Только по официальным данным, ежегодные потери России от недосбора лома выливаются в 0,7 млрд. долларов упущенной прибыли, а потери бюджета в виде налогов составляют около 100 млн. долларов. Еще 50 млн. «зеленых» – это неуплаченные налоги тех самых фирм-однодневок. Реализовав лом более крупным организациям-заготовителям, они попросту меняют юридический адрес и название, либо оформляют банкротство и теряются из поля зрения налоговой службы.
Воруют…
Теперь о хищении цветных металлов, которое многие называют национальным бедствием.
Несколько примеров по краю. В июне с городского кладбища Невинномысска были похищены металлические надгробия (нарушителей задержали при помощи работников приемного пункта, в который те сдали памятники, гробницы и кресты). В Ставрополе один из домов подвергся «налету»: пострадало машинное отделение, унесли трансформатор, разобрали два лифта – в общем, ущерб был весьма существенный. По информации, представленной Ставропольской дистанцией сигнализации и связи Северо-Кавказской железной дороги, только за первое полугодие нынешнего года зафиксировано более десяти крупных случаев краж трансформаторов, порчи кабелей и т. д. Продолжается разграбление хозяйственных объектов, дорогостоящего оборудования и техники, линий электропередачи садоводческих товариществ, памятников архитектуры и искусства.
Наибольшие потери от воровства цветных металлов несут предприятия электроэнергетического комплекса края - ОАО «ЮТК» «Электросвязь Ставропольского края», ОАО «Ставропольэнерго», а также отделения Северо-Кавказской железной дороги. Только за пять месяцев текущего года общая сумма причиненного материального ущерба (с учетом затрат на проведение восстановительных работ) составила более 3,4 млн. рублей. Объектом противозаконных действий злоумышленников стали около 138 км неизолированных алюминиевых электропроводов, 54 железобетонные опоры линий электропередачи различных уровней напряжения, 151 изолятор и 9 силовых трансформаторов.
- Из оперативной информации становится известно о крупномасштабных хищениях металлических изделий, но судебных решений по ним, как правило, мало или не принимается вовсе, - говорит С. Харитонов. - Чтобы скрыть большие объемы похищенного лома, необходимы складские помещения, транспортные средства для его перевозки и так далее. Иначе говоря, факты хищений обнаружить не сложно. Однако многие из таких преступлений остаются не-раскрытыми. Выход из ситуации один – принять соответствующий федеральный закон, четко регламентирующий деятельность легальных заготовителей и закрывающий все лазейки для «подпольных» металлистов.
«… По адресу не значится»
И последняя головная боль – сомнительные фирмы, зарегистрированные на территории других субъектов РФ, но «орудующие» в нашем. Таковых на краевом рынке вторичных металлов сегодня девять (или семь процентов от общего числа хозяйствующих субъектов с лицензией). Проверить работу «пришлых» зачастую невозможно, поскольку письма, отправленные руководителям таких организаций, возвращаются с пометкой «Организация по данному адресу не значится».
В комитет поступают представления органов внутренних дел городов и районов края о фактах приема похищенного (или не разрешенного для приема) лома от населения фирмами из других регионов. К примеру, ООО «Метагон» работает в Ставрополе на основании лицензии, выданной лицензирующим органом Краснодарского края. Однако кроме копии бумаги, там нет практически ничего – ни материально-технического оснащения, ни специалистов соответствующей квалификации. По словам С. Харитонова, «применить меры к данной категории нарушителей комитет не вправе, а органы лицензирования, выдавшие лицензии таким предпринимательским структурам, либо уже расформированы, либо просто не реагируют на нашу информацию». Поэтому С. Харитонов считает, что на территории каждого региона должны функционировать только те организации, которые получили лицензии в органах исполнительной власти данного субъекта РФ - независимо от того, где фирмы зарегистрированы.
* * *
КСТАТИ, в комитете работает телефон доверия (94-15-02), позвонив на который жители края могут рассказать о нарушениях в работе приемных пунктов металлов и недобросовестных «добытчиках».
* * *
По мировым меркам, львиная доля российской отрасли вторичных металлов пребывает в «диком» состоянии и не попадает под строгий административный контроль. Вот что, в частности, происходит на Ставрополье.
Как сообщил председатель краевого комитета по лицензированию отдельных видов деятельности С. Харитонов, по результатам проверок приостановлены лицензии у пятой части хозяйствующих субъектов, занятых на рынке вторичных металлов. Нарушения, в основном, касаются порядка приема, учета и хранения лома и отходов цветных и черных металлов. Речь идет о легальных фирмах, однако на территории края «прописалась» и куча незаконно действующих (т. е. без лицензии) пунктов приема лома.