Нелегалы
Милицейский автобус подъехал к станции технического обслуживания автомобилей. По оперативной информации, здесь нелегально работают азербайджанцы. Всю ночь накануне шел сильный дождь, во дворе слякоть. В жилых вагончиках мы обнаружили двух азербайджанцев. Один из них – Николай – живет в Ставрополе уже много лет, его прописка в порядке. У другого, Анара, только азербайджанский паспорт. Нет даже миграционной карты. По его словам, здесь он работает слесарем уже четыре года. Приехал зарабатывать деньги, говорит, мол, «там негде», на родине осталась семья, которую надо содержать. О том, что нужно регистрироваться, он знал, но думал, это дорого стоит. Анар не пытается нас разжалобить: переодевшись, молча «загружается» в автобус. Большинство нелегальных «гастарбайтеров» также немногословны, и у всех похожие истории.
Отправляемся на стройку, на которой, по словам участников рейда, не так давно проводилась аналогичная проверка. Здесь строятся сразу два разных объекта, соответственно и подрядчики тоже разные. У одного из бригадиров документы на работников в полном порядке. На втором объекте задерживаем троих узбеков. Документов у них нет, говорят, что все у «хозяина». Бригадиры происхождением работников не интересуются: «заказывают главному» только необходимые специальности, им «привозят».
- Работники они добросовестные, - говорит мастер, - не жалуемся. Денег им много не надо, не пьют, вкалывают с утра до ночи.
Здесь, на улице 45-я параллель, строится «грандиозный» торгово-развлекательный центр, заказчик – ООО «Ставропольторг». Бригадир говорит, что позвонил начальнику, и тот обещал подъехать в течение пяти минут. Прождав около получаса, просим передать, чтобы начальник приезжал уже в УВД Промышленного района Ставрополя, садимся вместе с узбеками в автобус и едем дальше.
Всего из шести проверенных нашей группой объектов только на двух не оказалось нелегальных работников. В дежурную часть УВД Промышленного района мы доставили одиннадцать человек. Там к задержанным иностранцам отнеслись с нескрываемым раздражением: мол, и что мы должны с ними делать? Участковый был очень занят, поэтому работникам управления милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства предложили самим проверить «гастарбайтеров» по базе данных. Как оказалось, в розыске никто из них не числится. Затем всех сфотографировали и внесли в картотеку. Спустя несколько часов тех, у кого были документы, оформили как доставленных в дежурную часть УВД, составив протоколы об административных правонарушениях. Прошло еще два часа, работодатель с документами узбеков со стройки ООО «Ставропольторг» так и не приехал. Работников из других районов края, у которых не было регистрации в Ставрополе, предупредив, что в следующий раз непременно оштрафуют, отпустили. после того как начальник УВД Промышленного района рассмотрел составленные протоколы, их вместе с «нелегалами» направили в суд, по решению которого все они были оштрафованы, но никто из страны не выдворен. Узбеки без документов остались в Промышленном УВД (скорее всего, их поместят в приемник-распределитель для бомжей)...
Итоги рейдов подводил исполняющий обязанности начальника Управления подполковник Виктор Петривнев. По его словам, за неделю составлено 118 протоколов об административных правонарушениях.
- Результат, конечно, неплохой, - отметил Виктор Борисович, - но мы ожидали большей эффективности. Внимание нашего управления в основном было направлено на работодателей и, в частности, на уплату ими налогов и других отчислений в бюджет. А работодателей как раз «наказать» не удалось. При этом были случаи, когда застройщики сами не знали о том, что у них работают «нелегалы». Они заключали договоры со строительными бригадами, которые уверяли, что все документы на работников в порядке. Очень сложно также доказать, что нелегально находящиеся на территории РФ граждане незаконно же работают. Как правило, побросав инструменты, они хором уверяют, что приехали в гости или просто проходили мимо...
Уплатив штраф, «нелегалы» чаще всего снова возвращаются на прежнее место. Другого выхода у них просто нет. Так обычно продолжается до тех пор, пока они не совершат повторного нарушения в течение года, после чего суды выносят решения о выдворении иностранных граждан за пределы РФ. А это означает, что на ближайшие пять лет въезд в нашу страну для них будет закрыт.
- Законодательство России достаточно лояльно относится к таким правонарушениям, - говорит заместитель начальника отдела подразделения по делам миграции ГУВД СК Андрей Дербинян, - оно направлено на то, чтобы нарушитель осознал свою ошибку и впредь не преступал законов.
Самих работодателей за использование нелегальной иностранной рабочей силы в ходе рейдов так и не удалось привлечь к ответственности. Впрочем, ответственность, предусмотренная законодательством, походит скорее на формальную: они уплачивают административный штраф – от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). И это при том, что за получение разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в Федеральной миграционной службе России им придется отдать сперва 3000 рублей, а затем по 1000 рублей за разрешение на каждого иностранного работника. Рейды проводятся не каждый день, выходит, что дешевле (да и «нервотрепки» меньше) за-платить штраф, в том числе и за своих «гастарбайтеров». Все равно самоотверженный труд иностранных «работяг» покроет все издержки.
Еще один неясный «зигзаг» в законодательстве – разница в штрафах за нарушение режима пребывания на территории страны и осуществление незаконной трудовой деятельности. В первом случае штраф составляет от 10 до 15 МРОТ, а во втором – от 0,5 до 10 МРОТ. Выходит, что наказание за работу (вместе с нелегальным пребыванием) меньше, чем за пребывание. При этом для нелегальных работников они не суммируются: штрафуют либо за пребывание, либо за трудовую деятельность.
Разумеется, «нелегалы» едут к нам не в поисках хорошей жизни. Живут они в сырых, грязных бараках, практически не покидают территорий «своих» объектов, не видят ничего кроме тяжелого физического труда, мизерных, даже по нашим меркам, заработков. И, депортировав сегодня одного зарубежного «трудягу», завтра мы получаем двух или трех других. Работодатели им всегда рады, а незаменимых работников, как известно, нет: тем более, что бедствующие сопредельные государства – постоянный невольный поставщик нелегальной рабочей силы.
Наша справка. За минувшее полугодие управлением милиции по борьбе с преступлениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства ГУВД СК раскрыто 712 экономических преступлений, в числе которых мошенничества, присвоение и растрата, использование чужого товарного знака, незаконное предпринимательство и подделка документов. Выявлено более 12,5 тысячи административных правонарушений в сфере финансов и торговли.
В основном работа управления ведется по информации, поступающей от самих граждан, а также внештатных и добровольных сотрудников милиции. Все заявления проверяются, а по их фактам проводятся рейды и проверки. Сообщить о преступлениях или нарушениях в сфере экономики, финансов и потребительского рынка можно по телефонам: 30-40-71 и 30-41-88.