Не раб, но гражданин
Свыше тысячи рублей за каждый километр границ муниципальных районов, более 80 тысяч - за каждую тысячу гектаров территории городского поселения и 12 тысяч рублей за каждый сельский населенный пункт – таковы расценки землеустроителей. Следовательно, только установление границ муниципальных образований, как сообщил собравшимся заместитель председателя Совета, помощник полпреда президента РФ в ЮФО Валерий Шаповалов, обойдется стране в сотни миллионов рублей. А ведь реализация федеральных законов № 95 «Об общих принципах организации государственной власти в субъектах РФ» и № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» потребует также значительных расходов на подготовку сотен тысяч муниципальных служащих, на проведение выборов в представительные органы во всех поселениях, городских округах и во многих муниципальных районах.
Более того: реформа местного самоуправления обернется не только умопомрачительными затратами. Она неизбежно породит бесчисленное множество столкновений интересов, конфликтов. Буквально за несколько дней до совещания в одном из районов Дагестана, где попытались было установить границы муниципальных образований, два села пошли стенка на стенку из-за 15 гектаров земли. А ведь нынешней власти достались в наследство и острейшие взаимные территориальные претензии между субъектами Федерации: Северной Осетией и Ингушетией, Чечней и Дагестаном и т.д. Для их урегулирования при полпреде президента даже создали специальную комиссию. Да и в нашем крае территориальных споров хватает: между Ставрополем и Верхнерусским, Надежденским, Татарским сельсоветами; Георгиевском – и Незлобненским, Краснокумским сельсоветами; Буденновском – и селом Прасковея и т. д. Кроме того, обострились отношения между некоторыми органами государственной власти и местного самоуправления. И это в самом начале преобразований.
А что же обществу, а значит, каждому из нас, предстоит заплатить столь высокую цену? Что означает реформа? С этих вопросов начала свое выступление на заседании Совета заместитель председателя правительства, министр финансов СК Татьяна Погорелова. Если мы не будем постоянно выверять истинные цели, к которым движемся, подчеркнула Татьяна Александровна, то вся работа может свестись к формулировке классика марксизма-ленинизма: «Шаг вперед – два шага назад». Наиболее распространенное объяснение предстоящих преобразований: внедрение федерального закона № 131 позволит приблизить власть к народу. А вот зачем нужно это приближение, наиболее ярко и доходчиво пояснил в прошлом историк, а ныне советник президента РФ и ответственный секретарь рабочей группы по реформе местного самоуправления администрации президента Сергей Самойлов.
До XVII века россияне при обращении к царю подписывались «Ваш раб…». Екатерина Вторая заменила «раб» на «верноподданный». Прошли столетия, но россияне по-прежнему ощущают себя если не «верноподданными», то уж «подданными» точно. Конечная же цель реформы местного самоуправления – помочь населению изжить в себе психологию сирых и убогих, от которых в этом селе, в этом городе и в этой стране ничего не зависит. Создать общество, где живут граждане. А это произойдет только тогда, когда подавляющее большинство россиян будет непосредственно участвовать в осуществлении власти.
Валерий Шаповалов напомнил участникам заседания, что 14 июля на встрече с главами субъектов РФ полпред президента Владимир Яковлев подчеркнул: никаких исключений ни под какими предлогами в сроках реализации федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ни для кого не будет – первого января 2006 года закон в полном объеме вступит в действие на всей территории России. Правда, уже сейчас выявлены некоторые противоречия, неточности в формулировках. О них рассказал один из разработчиков ФЗ № 131, заместитель начальника управления развития местного самоуправления министерства экономического развития и торговли РФ Сергей Мирошников.
Самый большой блок поправок касается расширения полномочий органов местного самоуправления. Им, в частности, предполагают передать функции загсов, право совершать нотариальные действия, возложить ответственность за мобилизационную подготовку и т. д. Уже в сентябре правительство предложит эти поправки депутатам ГД РФ. Но, как подчеркнул советник президента Сергей Самойлов, каких-либо радикальных изменений в законах не будет.
С первого января 2006 года должно быть одинаковое прочтение и исполнение законов на всей территории России. Пока же многие стараются трактовать закон так, как им выгодно. Наглядным подтверждением тому стало выступление главы города Георгиевска Виктора Губанова и сразу же вслед за ним – выступление главы Шаумяновского сельского совета Георгиевского района Любови Несвет. Глава города доказывал право и целесообразность преобразования Георгиевска в отдельный городской округ, глава сельсовета от имени 80 тысяч жителей района настаивала на включении города в состав муниципального района.
Это и многие другие спорные положения в определении статуса основательно, с использованием многочисленных схем прокомментировал вице-президент Конгресса муниципальных образований РФ Вячеслав Рогов. Но, как отмечали многие выступавшие, никакие схемы и теоретические изыскания не заменят практического опыта применения ФЗ № 131. И тут не-оценимую помощь всей стране окажет Ставрополье: по предложению президента и с согласия губернатора в нашем крае закон введут в действие на год раньше – с первого января 2005 года.
Почему именно Ставрополье выбрали в качестве пилотного региона, подробно разъяснил председатель краевой Думы Юрий Гонтарь. В 1995 году Ставропольский край в числе 12 других регионов РФ пошел по пути формирования местного самоуправления по поселенческому принципу. Предполагалось через полгода создать и второй уровень местного самоуправления на уровне районов. Но, как признался спикер, не удалось договориться. В результате местное самоуправление осталось на поселенческом уровне, а для решения межмуниципальных вопросов пришлось создать территориальные и районные госадминистрации. Со временем все регионы страны перешли к созданию районных и городских муниципальных образований. В чистом виде поселенческий тип остался только на Ставрополье. А именно с этой отправной точки проще всего перейти к заложенной в ФЗ № 131 двухуровневой схеме организации местного самоуправления.
Губернатор Александр Черногоров, выступивший с основным докладом о практике взаимодействия государственной власти и местного самоуправления в Ставропольском крае, привел и другие аргументы. В крае действует целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований, правовую основу местного самоуправления составляют более ста законов и других нормативных актов, за последние два года более двух тысяч государственных и муниципальных служащих прошли профессиональное переобучение. Разработана и краевым законом утверждена методика распределения средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований. Наконец, предусмотренный в законе совет муниципальных образований на Ставрополье фактически действует с 20 февраля 1998 года – это союз муниципальных образований, объединяющий 289 муниципалитетов края. Так что у нас есть все предпосылки стать первопроходцами, а законодательная и исполнительная ветви власти готовы в самые сжатые сроки внести изменения в 46 законов и выполнить все необходимые подготовительные мероприятия. Что касается возможных издержек, то Александр Черногоров заявил, что Ставрополье имеет право на ошибки. Мы их выявим, исправим. Зато вся Россия, опираясь на практику ставропольчан, будет увереннее внедрять закон о местном самоуправлении.
Участники расширенного заседания Совета по вопросам местного самоуправления при полпреде президента РФ в ЮФО приняли решение, в котором признали, что в Ставропольском крае осуществляется комплекс мероприятий, позволяющий органам местного самоуправления и государственной власти уже с первого января 2005 года перейти на работу в новых условиях. Другим субъектам ЮФО в работе по реализации ФЗ № 131 рекомендовано учитывать опыт Ставропольского края.