Дорогая реликвия

Сразу же после присуждения Ивану Мележу Ленинской премии Невинномысская библиотека №1 решила провести заочную конференцию читателей по его книгам. Был оформлен специальный стенд, на котором рядом с портретом писателя перечислялись названия его книг, а краткая биографическая справка рассказывала о творческом и жизненном пути автора «Полесской хроники».

Много теплых и сердечных писем-отзывов оставили читатели на книги Ивана Павловича. Ознакомившись в библиотеке с письмами читателей, я написал в городскую газету небольшую заметку «Герои полюбились». Полагая, что о проведении в Невинномысске заочной конференции по книгам И. Мележа интересно будет узнать и белорусскому читателю, отправил заметку «Здесь любят книги Ивана Мележа» в белорусскую республиканскую газету «Литаратура и мастацтва» («Литература и искусство»). Написал Ивану Павловичу письмо, в котором поведал о любви невинномысцев к его книгам. К письму приложил газету «Невинномысский рабочий» за 21 ноября 1972 года с моей публикацией.

Через некоторое время из Минска пришла бандероль, в которой оказалась «Литаратура и мастацтва», где и была напечатана направленная мною заметка. Хочется верить, что она не осталась без внимания Ивана Мележа. А в самый канун 1973 года почтальон вручил мне бандероль от белорусского писателя. В ней оказалась «Роман-газета» с произведением Ивана Мележа «Дыхание грозы». С надписями на лицевой стороне обложки и на первой странице текста романа.

В 1973 году мне посчастливилось почти одну за другой прочесть две интереснейшие статьи Ивана Мележа: «Чей дорог суд» («Литературное обозрение», №1) и «Веление пережитого» («В мире книг», №4). Если вторая посвящена в основном творческому и жизненному пути писателя (он отвечает на вопросы корреспондента журнала), то первая говорит о читателе, его отношении к книге, о правильности сделанных выводов.

Почти в это же время удалось раздобыть вышедшую в издательстве «Советский писатель» «Полесскую хронику» Ивана Мележа, о чем мечтал уже давно. Перечитав вновь романы «Люди на болоте» и «Дыхание грозы», написал их автору письмо. Хотя и с некоторым опозданием (по поводу чего писатель просит прощения), но с душевной теплотой Иван Павлович прислал ответ.

Думается, переписка с народным писателем Белоруссии могла бы продолжаться. Но преждевременная смерть Ивана Павловича оборвала, к сожалению, наше заочное знакомство…

Теперь раскрываю ли книги Ивана Мележа, перечитываю ли в сотый раз его письмо, с неизменным теплым чувством и глубоким уважением вспоминаю о человеке, занявшем заслуженное место в ряду талантливых писателей нашей многонациональной литературы.

Казимир ЧЕРНЯТЕВИЧ