00:00, 24 июля 2004 года

Черти тихого озера

День рождения буржуя

А началось все накануне, когда в прокуратуру района поступила информация о том, что по Сенгилеевскому на скутере «рассекает» некто крутой и распальцованный. Вот мы и поехали проверить. Скутер на самом деле на насосной станции № 1 «Озерная», принадлежащей «Горводоканалу», и, кстати, единственной, которая не охраняется милицейской вневедомственной охраной, присутствует. Хорошенький такой, красненький «Вombardier», два спасательных жилета к нему. И никто как бы не отрицает, что один из ставропольских предпринимателей – была названа вполне конкретная фамилия – отмечал здесь день рождения. А поздравить буржуя приезжали многие.

Напомним, что 500-метровая зона вокруг Сенгилеевского озера – единственного источника питьевой воды краевого центра – носит статус «санитарной». Даже пребывание здесь чревато последствиями в виде административного наказания – штрафа. А уж на скутере рассекать – это просто хамство по отношению ко всем нам.

Вызванный на станцию директор «Горводоканала» Анатолий Хлопотов и его первый заместитель Вячеслав Сергиенко плав-средство признали своим, как и три моторных катера. Вся эта техника, оказывается, нужна для забора проб воды и проведения технических работ на насосных станциях. Согласитесь, объяснение не из лучших. Но в ходе рейда мы услышали еще и не такое.

Толстолобики-самоубийцы

Все три катера оборудованы приспособлениями для варварского лова рыбы. Тут тебе и сети, и поплавки из пластиковых бутылок – не бликуют, в бинокль трудно заметить. Здесь и детские ванночки (где они их только понабрали) для рыбы. Какое-то браконьерское гнездо, а не насосная станция. Только сетей, которые изъяли сотрудники Промышленного РОВД, я насчитала как минимум двадцать. Они везде: и в помещении насосной станции, и рядом с ней, и на берегу. Плюс к этому бредни, малявочник - на его питомцев будут потом ловить большую рыбу.

Находящийся при исполнении служебных обязанностей машинист Валерий Чайка ко всем изысканиям сотрудников правоохранительных органов отнесся стоически: ну висят сети, не знаю, чьи. Ну, была вчера компания, я-то не работал. И даже, когда один из сотрудников прокуратуры нашел привязанного на веревку и болтающегося в озере 20-килограммового толстолобика, не дрогнул. У горводоканальских браконьеров на все есть «отмазочные» версии. Кстати сказать, напарник Валерия - Сергей во время предыдущего рейда был задержан сотрудниками прокуратуры с рыбой. А про толстолобика быль-небыль звучит так: болеет рыба глистами и от этих неприятностей вы-брасывается на берег. Поднять ее и привязать на веревку – какой криминал?

Криминал, как считают сотрудники прокуратуры Промышленного района, есть. Наказание за него предусмотрено ст. 256 УК РФ «незаконная добыча водных животных и растений». Она уголовно наказуема (максимальный срок – до двух лет лишения свободы), если производится на территории заповедника, заказника. Как раз там и находится насосная станция «Озерная». Добавим, что в коптильне (видно, со вчерашнего банкета) завалялись две шамайки - рыбки дорогой и занесенной в Красную книгу.

Эксклюзивная избушка

По факту обнаружения орудий браконьерского лова прокуратура Промышленного района проводит проверку. Пока за ее рамками остается существование гостевого домика «Водоканала», расположенного на территории этой же станции. В принципе его существование – не самая большая тайна. Это одно из немногих жилых помещений, оставшихся в санитарной зоне Сенгилеевского озера после закрытия всех баз отдыха. Кто там бывает, думаю, понятно. Причем существует давно отлаженная схема. Записку-разрешение выдает или директор «Водоканала», теперь уже бывший, или через диспетчерскую звонят на станцию. В любом случае – это указание свыше.

Мне сказали, что домик заперт. Но журналистское любопытство пересилило: дернула я за ручку, а дверь и открылась. Несколько спален, гостиная зала: человек 30 может принять одноразово, бильярд, теннисный стол, кухня. Не евроремонт, но вполне прилично. Анатолий Хлопотов, попавший сюда волею судьбы впервые, едва сдерживал эмоции, увидев такие чудеса на вверенном ему объекте. Но твердо пообещал, что порядок здесь будет наведен в самые ближайшие дни. Хочется ему верить, но не взрывать же он будет этот домик? А если он останется, будут и гости. Причем самого разного, но всегда высокого уровня. И их так же будут покрывать, как и день рождения буржуя, которого все знали, но назвать не могли. Как и не была выяснена фамилия того должностного лица из «Горводоканала», который дал разрешение на праздничное буйство.

Кто на озере хозяин?

Успех нашего мероприятия обеспечила редкая случайность: выключили свет, и рация на насосной станции не работала. Иначе, убеждены сотрудники прокуратуры, предупредили бы и все незаконное успели бы спрятать. То, что на Сенгилеевском беспредел, очевидно. Кто должен навести порядок? Думаю, что городские власти и руководство «Горводоканала» - прежде всего. Сотрудники прокуратуры убеждены: более активной должна быть работа рыбоохраны, наступательной - позиция роты по охране Сенгилеевского озера. Милиционеры, в том числе прибывший на станцию замначальника милиции общественной безопасности ГУВД СК полковник Виктор Янин, считают, что их главное дело - охрана объектов жизнеобеспечения: насосных станций и так далее. Впрочем, это не более чем спор профессионалов правоохраны. Они-то общий язык найдут.

А вот что будет с озером, разграбляемым браконьерами и пользуемым «тузами», неизвестно…