Штатная ситуация
Реконструкция внутренних органов
В принципе, о реформе МВД долго, много (и достаточно невнятно) говорили. Например, один из вариантов реформирования предполагал разделение МВД на четыре самостоятельные структуры: федеральную полицию, федеральную гвардию, федеральную службу расследования и муниципальную милицию. Законопроекты были готовы еще осенью прошлого года. Но потом от столь революционного подхода решили отказаться. В пользу чего? Увы, и указы оставляют то же ощущение недосказанности. Главное – непонятна цель великих преобразований. И все же попробуем разобраться.
Итак, все это реформирование предпринимается «в целях повышения эффективности деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина». Главные изменения коснутся структуры и сокращения руководящего состава (отметим, что такой подход касается обоих структур). Теперь у министра внутренних дел будет три зама, в том числе один – первый. До того их было 12, причем часть должностей оставалась вакантной.
Сокращение числа замов достаточно болезненно воспринимается в милицейских кругах. «Свой» зам, курирующий определенную службу и вхожий к министру, – это одновременно и «крыша», и снабженец, и отец родной…
В этой связи весьма показателен выбор в качестве первого заместителя 57-летнего генерал-полковника Александра Чекалина. Он работал в Главном управлении обеспечения общественного порядка МВД, которое позже возглавлял, в 2000-м руководил группировкой МВД РФ в Чеченской Республике. После «кавказской командировки» был назначен замминистра – курировал органы внутренних дел Южного федерального округа. В июле 2001-го в ранге замминистра возглавил Службу общественной безопасности МВД, в августе 2003-го – Федеральную миграционную службу министерства. Профессионал. Знаток Северного Кавказа. Звание Героя России получил за мужество и героизм при ликвидации незаконных вооруженных формирований. Одновременное лишение статуса замминистра начальника Главного управления МВД по Южному федеральному округу – как минимум повод для больших размышлений.
По указу будет оптимизирована и структура центрального аппарата МВД. 15 департаментов по основным видам деятельности заменят почти сорок ныне действующих главных и простых управлений. Конкретные названия департаментов и состав каждого из них должен определить министр. Но главное – все они будут равными по статусу и достаточно независимы. Это задел на перспективу: если в дальнейшем все же будет принято решение превратить некоторые милицейские подразделения в самостоятельные федеральные структуры, организационная база уже заложена. По прогнозам, такая участь в самое ближайшее время может ожидать Внутренние войска.
По данным пресс-службы МВД, количество подразделений министерства сократится «ровно в два раза». Она также утверждает, что заявленная в указе численность работников МВД - 2970 единиц - на 20 процентов меньше нынешней.
Трудная судьба мигрантов
Подписанный одновременно с милицейским указ президента о Федеральной миграционной службе – более понятен. Хотя сама служба ажиотажного интереса у народа не вызывает. А должна. Во всяком случае, судя по указу, ей предстоит играть все более заметную роль в жизни современной России. Об этом свидетельствует и статус пореформенной ФМС. Образован новый федеральный орган исполнительной власти. Теперь Федеральная миграционная служба объединит функции, которые сейчас выполняют паспортно-визовые службы и подразделения по делам миграции. Структурно ФМС – это директор и пять заместителей. В том числе один первый. Численность по России – 18090 единиц. В центральном аппарате будут работать 398 человек.
Нелишне напомнить, как развивалась ФМС в последние годы. Она, кстати, одна из самых молодых служб в России. ФМС как самостоятельный федеральный орган исполнительной власти была создана 14 июня 1992 года на базе комитета по делам миграции населения при министерстве труда и занятости. Весной 1998-го ФМС была переименована в Министерство по региональной и национальной политике, а через полгода оно разделилось на две части: Министерство региональной политики и Министерство по делам национальностей. Весной 2000 года служба была ликвидирована, а ее функции переданы Министерству по делам Федерации, национальной и миграционной политики. Через полтора года упраздняется и это министерство, а миграционную политику передали в МВД. В 2002 году ФМС была воссоздана под юрисдикцией Министерства внутренних дел.
Главные задачи, которые предстоит решить ФМС в ближайшие годы, – защита прав и интересов вынужденных переселенцев, упорядочивание пребывания в стране приезжих, осуществление миграционного контроля. Короче говоря, ФМС сосредоточит в своих руках все функции по документальному оформлению и контролю за пребыванием любого человека на территории России.
Как справится со всем этим новый директор ФМС – 51-летний Андрей Черненко? Генерал-полковник по «первой девичьей» профессии - журналист, и очень неплохой, работал в ряде газет, возглавлял пресс-службу МВД СССР, Центр общественных связей Министерства безопасности РФ. С 1995 года занимается миграцией в ранге замминистра. Вернулся к этой работе весной 2002 года в должности замминистра - начальника ФМС МВД РФ. В апреле 2003 года стал первым заместителем полпреда в Северо-Западном федеральном округе, последний год исполнял его обязанности. Опытен, профессионален.
* * *
…Любая реформа, мы уже знаем, - это ломка, отрицание старых идеалов и выработка новых. Реформа двух структур – ломка вдвойне. Остается только надеяться, что ситуация на протяжении трех месяцев, отведенных на «доводку» указов и воплощение их в жизнь, будет оставаться штатной. Без происшествий.