00:00, 20 июля 2004 года

Как построить мост через пропасть

Несколько лет назад и Ставропольская ГРЭС, крупнейшая на Юге России, находилась на грани краха. На шее предприятия висели огромные долги, износ оборудования зашкаливал за 90%, до критического состояния дошел и основной поставщик воды – Новотроицкое водохранилище. Сегодня предприятие получает миллионы рублей чистой прибыли, из прежних бед, по большому счету, остался лишь износ. Возникает вопрос: как удалось построить мост через пропасть?

Первое, что сделал главный акционер (РАО «ЕЭС России»), когда понял, что станции грозит «крышка», – поменял руководство. В кресло генерального директора сел молодой и, как нынче говорят, агрессивный управленец Андрей Горьков.

Было тяжело. 2003-й оказался очень трудным, но именно в тот год станция получила 56 млн. рублей чистой прибыли и впервые за много лет выплатила дивиденды своим акционерам. Что касается нынешнего года, то за первые шесть месяцев заработано уже около 200 млн. рублей чистой прибыли. Рейтинг кредитоспособности ОАО «Ставропольская ГРЭС», по утвержденной РАО методике оценки, повысился с 9 пунктов (предприятие с неудовлетворительным финансовым состоянием) до 10,25 (с удовлетворительным). Это как если бы «двоечник», которому грозило исключение из школы, стал «троечником» и перешел в следующий класс. Но, конечно, до «пятерки» еще далеко. Это признает и новое руководство электростанции.

- Кратко охарактеризовать 2003-2004 годы можно двумя словами – антикризисное управление, - говорит генеральный директор Андрей Горьков. – Несмотря на положительные тенденции, финансовое состояние все еще неустойчиво. С теми, кому должны мы, нам в любом случае придется рассчитываться. А вот многие из тех, кто должен нам, относятся к категории так называемых проблемных потребителей федерального оптового рынка энергии и мощности. Это энергосистемы Чеченской Республики, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Северной Осетии - Алании, Калмыкии, общий долг которых превышает полмиллиарда рублей. Другая проблема - тариф на электроэнергию. Дело в том, что в его структуре более 60% занимают затраты на топливо (природный газ), а государство по-разному регулирует тарифы для газовой и электроэнергетической отраслей: газ в этом году подорожал на 25%, электроэнергия - на 9%.

Кроме поставок на регулируемый рынок ожившая станция вовсю пользуется предоставленной с осени прошлого года возможностью продавать электроэнергию в секторе свободной торговли, где цена складывается на основе спроса и предложения. Понятно, что тогда она ниже. Тарифы в двух секторах существенно различаются: в управляемом – киловатт-час стоит 53,2 коп., в конкурентном – 45 коп. Речь в данном случае идет только о Ставропольской ГРЭС, которая свободно продает уже 17,7% от выработанного. Столкнувшись с конкурентами, здесь задумались о снижении издержек. В настоящее время идет разработка долгосрочной программы по техническому перевооружению станции, которая должна быть завершена к середине 2005 года.

Впрочем, есть «мозоли», которые модернизацией не удалишь. Если сравнить Ставропольскую ГРЭС с другими станциями, имеющими похожий состав оборудования, то себестоимость ставропольской электроэнергии будет выше. Причина проста. Основная расходная статья – природный газ, цена на который регулируется Федеральной службой по тарифам в зависимости от географического положения. Ставропольская ГРЭС находится в шестом поясе, одном из наиболее дорогих. Для сравнения: в Ямало-Ненецком автономном округе, где добывают «голубое» топливо, оно стоит около 650 рублей за тысячу кубометров, в Ставропольском крае – 1100 с копейками.

Что происходит на предприятии сейчас? По словам начальника отдела диспетчеризации Игоря Лесных, в настоящее время Ставропольская ГРЭС функционирует в летнем, то есть сокращенном, режиме (хотя в любой момент станция готова включиться на полную катушку). На табло центрального щита управления горит цифра 770 МВт, а общая мощность гораздо выше – 2400 МВт. Электроэнергия не востребована.

- В электроэнергетике, - говорит А. Горьков, - действует очень простой принцип: сколько сказано произвести, столько и делай. Получится больше – твои проблемы, меньше – оштрафуют.

Есть вопросы по Новотроицкому водохранилищу. Решая их, ГРЭС борется в первую очередь за свою жизнь, ведь из-за заиления объем водоема сокращается. Предприятию приходится тратиться на его очистку.

- В советское время была задача - предприятиям энергетики самим обеспечивать себя всем необходимым, - рассказывает Олег Миридонов, заместитель гендиректора по общим вопросам. - Одни держали свинарники, а Ставропольская ГРЭС – рыбное хозяйство, которое не так давно мы передали в профессиональные руки, то есть ученым. Теперь хозяйничает Краснодарский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства. Эффект мы увидели сразу: озеро стало чище, водорослей почти не осталось.

Здесь выращивают таких рыб, как осетр, белый амур, толстолобик, красная шапочка, телескоп, комета, веслонос. Кроме того, предприятие платит водный налог (за то, что черпает воду из Новотроицкого, нагревает и сбрасывает обратно), значительная часть которого, по идее, должна идти на мероприятия по восстановлению и охране водных объектов. Если посчитать, сумма для краевого бюджета выходит приличная. Ею проблему Новотроицкого, по мнению А. Горькова, можно закрыть.

Что ожидает станцию в перспективе? Есть решение правительства РФ, согласно которому Ставропольская ГРЭС должна войти в оптовую генерирующую компанию вместе с Троицкой, Псковской, Серовской и Сургутской ГРЭС. По словам А. Горькова, электростанции разных регионов объединили специально - для того, чтобы исключить манипулирование ценой в конкретном субъекте РФ. Если верить последним заявлениям российских властей, то сегодня правительство продолжает изучать этот вопрос, и окончательное решение о создании оптовых генерирующих компаний примет только к концу года. Но это будет уже совсем другая история.