Горючие слезы
Об этом в частности шел разговор на совещании глав субъектов Южного федерального округа, которое на днях прошло в Ростове-на-Дону. Как утверждают в министерстве сельского хозяйства СК, имеющихся запасов ГСМ хватит на несколько дней. Сейчас у нефтяных компаний всего десять тыс. тонн дизельного топлива, в сельхозорганизациях - 22 тыс. тонн, которые в эти уборочные дни тают не по дням, а по часам. Нужно заметить, что только сельское хозяйство в месяц выбирает 39-40 тыс. тонн ГСМ. А ведь существуют еще и другие потребители – промышленность, транспорт, торговля и т. д.
- Мы обеспокоены тем, что у нефтяных компаний горючего в запасе нет, - замечает первый заместитель министра сельского хозяйства Юрий Белый. - Запасы его в три раза меньше, чем в прошлом году. Причем десятки сельхозорганизаций предварительно заплатили за топливо…
К началу проведения уборочных работ в хозяйствах Ставрополья было запасено 27,7 тыс. тонн дизтоплива и 7 тыс. тонн бензина, что на 1,4 тыс. тонн меньше, чем в прошлом году. Первая декада жатвы уже «съела» приличную долю этих резервов. Большим сдерживающим фактором их пополнения является постоянный рост цен на ГСМ. Сезонное повышение перед уборкой обходится краю в последние годы от 400 до 600 миллионов рублей.
Как пояснил директор филиала ООО ТД «ЮКОС-М» в Ставрополе Александр Тарасов, дополнительные объемы запасов ГСМ формируются, и в июле потребителям будет предложено свыше 15 тыс. тонн «горючки».
- Сокращение поставок нефтепродуктов на внутреннем рынке – это вопрос, касающийся не только Ставропольского края, - говорит он. - Сложно упрекать бизнес в том, что он старается реализовать свой ресурс с наибольшей для него эффективностью. Конъюнктура мирового рынка такова, что все нефтяные компании стараются в большей степени переориентироваться на экспортные сырьевые операции. Поэтому возникает дефицит на внутреннем рынке, что особенно ощущается в летний период.
По мнению полномочного представителя президента России в ЮФО Владимира Яковлева, которое он, кстати, высказал на совещании глав субъектов округа, «придерживание горючесмазочных материалов идет, видимо, в связи с ожидаемым повышением цен». Это одна причина. Другая - высокие мировые цены на нефть. Но, согласитесь, не «по-мировому» как-то выходит: бросать своего родного потребителя, тем более в разгар летней страды…