Водитель, открой личико!
«Липовые» таксисты
Их две категории: те, кто работает без лицензии, и те, кто ее имеет, но при этом не соблюдает всех предусмотренных требований – нет нужных документов, не пройден тех- или медосмотр.
По моим наблюдениям, самые нерадивые водители - сотрудники популярных в городе фирм такси. У них, помимо того, что в путевых листах зачастую нет отметок об осмотре врача и механика, еще и полный беспорядок в документации: отсутствуют полисы страхования, разрешения на установку рации, просрочены талоны техосмотра. Можно, конечно, рассудить, что все это бумажная формальность. Только без ее соблюдения водители, как правило, перестают обращать внимание на техническое состояние машины и собственное здоровье - в погоне за заработком могут, к примеру, после суток официальной езды, несмотря на усталость, вновь выехать на дорогу в свой выходной. Отсюда невнимательность за рулем и больший риск попасть в аварию. И это еще не все, что грозит пассажиру, доверившему свою жизнь такому таксисту. Сотрудники ГИБДД рассказали, что нередко к ним звонят люди с жалобами на то, что везущий их водитель пьян или находится под действием наркотического дурмана.
Распространены явления и иного рода. Так, один из остановленных сотрудниками ГИБДД для проверки таксист-частник вместо талона техосмотра использовал… календарик. (Недавно в продажу народные умельцы выпустили еще и календари с изображением полиса автострахования). «Шашечки», установленные на крыше его автомобиля, с номером телефона фирмы такси, также оказались липовыми. Как признался водитель, их он купил на рынке за 300 рублей.
О том, какое наказание грозит нерадивым таксистам, рассказывает государственный транспортный инспектор Игорь Чернядьев:
- За отсутствие путевого листа, государственного технического осмотра, должной экипировки (огнетушителя, аптечки, знака аварийной остановки) владелец лицензии наказывается штрафом в размере от трех до четырех тысяч рублей. Для тех же, кто лицензии не имеет, но при этом работает, предусмотрены штрафы от двух до пяти тысяч рублей, в зависимости от вида деятельности.
…И темные лошадки
- Нанесенные на стекла дополнительные покрытия ухудшают светопроницаемость и тем самым отрицательно влияют на безопасность дорожного движения, - говорит замначальника отдела УГИБДД ГУВД СК подполковник милиции Александр Мастепаненко. – А из-за непрекращающихся угроз совершения терактов от нарядов ДПС требуется максимально возможный досмотр транспортных средств и следующих в них людей...
По ГОСТу светопроницаемость должна быть для передних стекол не менее 75, для боковых - 70 процентов. И только заднее стекло можно затемнять по собственному усмотрению. Как пояснили мне специалисты, вредна тонировочная пленка еще и по другой причине. Автомобильное стекло устроено так, что от удара должно рассыпаться на мелкие кусочки. Пленка же создает своеобразную броню, что при аварии затрудняет доступ к зажатому в машине пострадавшему.
Кстати, начать борьбу с тонировкой сотрудники милиции решили с себя: до 20 июля собираются привести в соответствие требованиям ГОСТа все служебные машины.
Что касается нарушителей, то их во время рейда долго искать не пришлось. Уж что-что, а тонировка нынче в моде. Прощаться же с ней хозяевам машин приходилось прямо на дороге – попросту сдирать пленку. Ее соответствие ГОСТу определялось с помощью специального аппарата «Блик»: приложенный к тщательно протертому стеклу, он показывает процент светопроницаемости.
Рекламные надписи и картинки на машинах также не должны превышать 50 процентов от площади окрашенной поверхности.
Подобные операции планируется проводить регулярно. Поэтому во избежание проблем сотрудники ГИБДД советуют водителям самостоятельно снять пленки со своих железных «затемненных лошадок».
* * *
В рамках операции всего проверено 877 технических средств: выявлено 489 нарушений, составлено 413 протоколов. В 169 случаях тонировочная пленка на стеклах уничтожена на месте.